МКДО-2023

  Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО) Российской Федерации

  Образовательная политика, нацеленная на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.

  Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.

  Цель МКДО

  МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.

   МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации.

   МКДО формирует поток надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач, стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.

  Задачи МКДО

  МКДО призван решить следующие задачи:

·         определить единые области и показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;

·         определить механизмы, процедуры и требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и анализа информации МКДО;

·         обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и формирование  базы  надежных  данных о состоянии и динамике развития образовательных систем;

·         обеспечить доступность данных мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности управления образованием и  образовательной деятельности, в качестве  основы  для  развития  дошкольного  образования на всех уровнях управления системой дошкольного образования;

·         обеспечить условия для информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.

 Нормативно-правовые основы мониторинга качества дошкольного образования в Российской Федерации:

ü Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020].

ü Конвенция о правах ребенка [принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989].

ü Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023).

ü Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022).

ü Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028.

ü Другие нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования РФ, а также деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

Принципы МКДО

  1. Ориентация на формирование единого образовательного пространства России.
  2. Ориентация на поддержку разнообразия детства.
  3. Ориентация на поддержку развития региональных систем дошкольного образования.
  4. Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений.
  5. Ориентация на создание развивающей образовательной среды.
  6. Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
  7. Ориентация на непрерывное совершенствование.
  8. Ориентация на открытость и консенсус.

Объекты МКДО

·         группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;

·         организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;

·         система управления   образованием,   реализуемая   на    уровне  местного самоуправления;

·         система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;

·         система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.

Области качества МКДО

  1. Образовательные ориентиры.
  2. Образовательная программа.
  3. Содержание образовательной деятельности.
  4. Образовательный процесс.
  5. Образовательные условия.
  6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
  7. Взаимодействие с родителями.
  8. Здоровье, безопасность и повседневный уход.
  9. Управление и развитие.
 Организационная структура МКДО 2023

Организационная структура МКДО 2023


Концепция МКДО 2023.pdf (скачать) (посмотреть)
Порядок МКДО 2023.pdf (скачать) (посмотреть)
График проведения МКДО 2023.pdf (скачать) (посмотреть)

Уровень 2.Показатели качества МКДО для ДОО в целом (дополнительные показатели)

06.09.2023

Область качества

Показатели качества

1. Образовательные ориентиры

1.3. Ориентиры образовательной деятельности ДОО

1.4. Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОО

5. Образовательные условия

5.4. Кадровые условия в ДОО

5.4.1. Кадровое обеспечение. Квалификация педагогических работников ДОО

5.4.2. Организация профессионального развития педагогических работников ДОО

5.4.3. Совершенствование педагогической работы. Предоставление обратной связи, консультационное и учебно-методическое сопровождение

5.4.4. Кадровое обеспечение реализации административных, учебно- вспомогательных и хозяйственно-обслуживающих функций в ДОО

5.5. Материально-техническое обеспечение

5.5.1. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная всем воспитанникам ДОО (без учета выделенных групповых пространств)

5.5.2. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная работникам ДОО

5.6. Информационное обеспечение ДОО

5.6.1. Учебно-методическое обеспечение ДОО

5.6.2.Методическое обеспечение воспитательного процесса

5.6.3. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями в ДОО

5.6.4. Информационные технологии в ДОО

5.7. Финансовые условия

5.7.1. Финансирование реализации образовательных программ ДОО

5.7.2. Финансирование услуг по присмотру и уходу

6. Условия получения дошкольного образования лицами с особыми образовательными потребностями

7. Взаимодействие с родителями

6.7. Доступность услуг для инвалидов

6.8. Консультационная и информационно-просветительская работа      в ДОО

 7.4.Участие родителей  в образовательной  деятельности

7.5.Удовлетворенность родителей

8. Здоровье, безопасность и повседневный уход

8.1. Здоровье и повседневный уход

8.1.8. Организация медицинского сопровождения в ДОО

8.1.9. Хозяйственно-бытовое обслуживание в ДОО

8.2. Безопасность

8.2.4. Безопасность внутреннего помещения ДОО (внегруппового)

8.2.5. Безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе

8.2.6. Регулярные действия по обеспечению безопасности в ДОО

8.2.7. Контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями

9. Управление и развитие

9.4. Документирование образовательной деятельности ДОО

9.5. Управление организационными процессами ДОО

9.6. Управление качеством дошкольного образования в ДОО

9.7. Управление персоналом ДОО

9.8. Программа развития ДОО

9.9. Организация взаимодействия с партнерами ДОО

10. Реализация регионального компонента дошкольного образования

Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования

Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО

06.09.2023

Шкалы 0 - 1

Область качества

Показатели качества

1. Образовательные ориентиры

1.1. Ориентиры образовательной деятельности

1.2. Понимание ребенка

1.3.Индивидуальное развитие детей

2. Образовательная программа

2.1. Образовательная программа ДО  (включая  рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы)

2.2. Адаптированная образовательная программа ДО  для детей с ОВЗ

3. Содержание образовательной деятельности

3.1. Социально-коммуникативное развитие

3.1.1. Эмоциональное развитие

3.1.2. Развитие саморегуляции и самостоятельности 

3.1.3. Духовно-нравственное  воспитание

3.1.4. Формирование основ гражданственности ипатриотизма 

3.1.5.Трудовое воспитание. 

3.1.6. Социальное развитие (общение, совместная деятельность и          сотрудничество).

3.1.7.Формирование основ социальной навигации и безопасного поведения

3.2. Познавательное развитие

3.2.1. Развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности

3.2.2. Развитие исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира

3.2.3. Развитие  воображения и творческой активности

3.2.4. Формирование математических  представлений

3.2.5. Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии, цифровые  средства познания мира. 

3.2.6. Формирование представлений  об окружающем мире: социальное окружение, культура, история, традиции и ценности

3.3. Речевое развитие

3.3.1. Развитие  звуковой культуры речи (восприятие и воспроизведение речевых звуков)

3.3.2. Обогащение словарного запаса

3.3.3. Развитие грамматически правильной и связной речи

3.3.4. Развитие культуры устной речи и речевая активность

3.3.5. Освоение письменной речи (подготовка к обучению грамоте)

3.3.6. Знакомство с художественной, познавательной   литературой и фольклором

3.3.7. Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде

3.4. Художественно-эстетическое развитие

3.4.1. Эстетическое воспитание

3.4.2. Формирование представлений           об            искусстве

3.4.3. Изобразительная деятельность 

3.4.4. Музыкальная деятельность

3.4.5. Конструктивная деятельность 

3.4.6. Театрализованная деятельность. 

3.4.7.Культурно-досуговая деятельность

3.5. Физическое развитие

3.5.1. Формирование основ здорового образа  жизни

3.5.2. Развитие представлений о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений

3.5.3. Движение и двигательная активность (приобретение двигательного           опыта)

3.5.4. Физкультура и спорт. 

3.5.5.Активный отдых. 

3.5.6. Воспитательный  компонент физического развития

4. Образовательный процесс

4.1. Поддержка инициативы детей

4.2. Особенности реализации воспитательного процесса

4.3. Игра

4.4. Развивающее общение

4.5. Образовательные ситуации

4.6. Проектно-тематическая деятельность

4.7. Развитие исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира

4.8. Строительство и конструирование

4.9. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

4.10. Использование информационных технологий. 

4.11.Структурирование образовательного процесса

4.12. Индивидуализация образовательного процесса. 

5. Образовательные условия

5.1. Кадровые условия. 

5.1.1. Профессиональная квалификация педагогов

5.1.2. Профессиональное развитие педагогов

5.1.3. Совершенствование педагогической работы

5.2. Материально-техническое обеспечение

5.2.1. Предметно-пространственная среда помещения, доступная воспитанникам группы

5.2.2. Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы

5.3. Информационное обеспечение

5.3.1. Учебно-методическое обеспечение

5.3.2. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями

6. Условия получения          

дошкольного образования   

детьми            с особыми     

образовательными   

потребностями

6.1. Образование детей с особыми образовательными потребностями

6.2. Инклюзия в группе

6.3. Коррекционно-развивающая работа.

6.4. Работа с детьми-инвалидами 

6.5. Консультационная и информационно-просветительская работа 

6.6. Педагогические условия воспитания детей с особыми образовательными потребностями

7. Взаимодействие с родителями

7.1. Участие родителей в образовательной деятельности

7.2. Участие родителей в воспитательном процессе

7.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье

8. Здоровье, безопасность и повседневный уход

8.1. Здоровье и повседневный уход

8.1.1. Состояние здоровья воспитанников

8.1.2. Санитарно-гигиенические условия

8.1.3. Гигиена и формирование культурно-гигиенических навыков

8.1.4. Усилия по сохранению и укреплению здоровья

8.1.5. Качество питания

8.1.6. Организация процесса питания

8.1.7. Отдых. Релаксация. Сон

8.2. Безопасность

8.2.1.Безопасность группового помещения

8.2.2. Безопасность территории для прогулок  на свежем воздух

 8.2.3. Регулярные действия по обеспечению безопасности в группе

9. Управление и развитие

9.1. Планирование и организация работы в группе

9.2. Мониторинг, измерения, анализ в группе

9.3. Совершенствование образовательной деятельности в группе

10. Реализация регионального компонента дошкольного образования

Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования

 

Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Образовательные ориентиры (1).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Образовательная программа (2).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Содержание образовательной деятельности (3).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Образовательный процесс (4).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Образовательные условия (5).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ (6).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Взаимодействие с родителями (7).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Здоровье, безопасность и повседневный уход (8).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (0-1). Уровень 1. Область качества Управление и развитие (9).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Образовательные ориентиры (1).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Образовательная программа (2).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Содержание образовательной деятельности (3).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Образовательный процесс (4).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Образовательные условия (5).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ (6).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Взаимодействие с родителями (7).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Здоровье, безопасность и повседневный уход (8).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (1-3). Уровень 1. Область качества Управление и развитие (9).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Образовательные ориентиры (1).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Образовательная программа (2).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Содержание образовательной деятельности (3).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Образовательный процесс (4).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Образовательные условия (5).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ (6).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Взаимодействие с родителями (7).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Здоровье, безопасность и повседневный уход (8).pdf (скачать) (посмотреть)
Шкалы МКДО (3-7). Уровень 1. Область качества Управление и развитие (9).pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.