Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО) Российской
Федерации
Образовательная политика, нацеленная
на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких
образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением
доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества
дошкольного образования.
Мониторинг качества дошкольного
образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный
— формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований
нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников,
позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного
образования в субъектах Российской Федерации.
Цель МКДО
МКДО осуществляется в
целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики
Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного
анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения
эффективности управления образовательной системой за счет роста качества
принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения
нарушений требований законодательства об образовании.
МКДО создает основу для
формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного
образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и
институциональных особенностей его реализации.
МКДО формирует поток
надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного
образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач,
стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.
Задачи МКДО
МКДО призван решить следующие
задачи:
·
определить единые области и
показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития
качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;
·
определить механизмы, процедуры и
требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и
анализа информации МКДО;
·
обеспечить регулярное проведение
МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и
формирование базы надежных данных о состоянии и динамике
развития образовательных систем;
·
обеспечить доступность данных
мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития
образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности
управления образованием и образовательной деятельности, в качестве
основы для развития дошкольного образования на всех
уровнях управления системой дошкольного образования;
·
обеспечить условия для
информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.
ü
Конституция
Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020].
ü
Конвенция
о правах ребенка [принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от
20.11.1989].
ü Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
17.02.2023).
ü Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022).
ü Федеральная
образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028.
ü Другие нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования РФ, а также деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Принципы МКДО
- Ориентация на формирование единого образовательного
пространства России.
- Ориентация на поддержку разнообразия детства.
- Ориентация на поддержку развития региональных систем
дошкольного образования.
- Ориентация на формирование надежной доказательной базы
принятия решений.
- Ориентация на создание развивающей образовательной
среды.
- Ориентация на эффективное развитие дошкольного
образования в Российской Федерации.
- Ориентация на непрерывное совершенствование.
- Ориентация на открытость и консенсус.
Объекты МКДО
·
группа организации, осуществляющей
образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
·
организации, осуществляющие
образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
·
система управления
образованием, реализуемая на
уровне местного самоуправления;
·
система государственного управления
в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов
Российской Федерации;
·
система государственного управления
в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.
Области качества МКДО
- Образовательные ориентиры.
- Образовательная программа.
- Содержание образовательной деятельности.
- Образовательный процесс.
- Образовательные условия.
- Условия получения дошкольного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- Взаимодействие с родителями.
- Здоровье, безопасность и повседневный уход.
- Управление и развитие.
06.09.2023
Область качества |
Показатели качества |
1. Образовательные ориентиры |
1.3. Ориентиры образовательной деятельности ДОО |
1.4. Понимание ребенка. Политика,
цели и системные решения в ДОО |
|
5. Образовательные условия |
5.4. Кадровые условия в ДОО |
5.4.1. Кадровое обеспечение. Квалификация
педагогических работников ДОО |
|
5.4.2. Организация профессионального развития
педагогических работников ДОО |
|
5.4.3. Совершенствование педагогической работы.
Предоставление обратной связи, консультационное и учебно-методическое
сопровождение |
|
5.4.4. Кадровое обеспечение реализации административных,
учебно- вспомогательных и хозяйственно-обслуживающих функций в ДОО |
|
5.5. Материально-техническое
обеспечение |
|
5.5.1. Предметно-пространственная среда ДОО,
доступная всем воспитанникам ДОО (без учета выделенных групповых пространств) |
|
5.5.2. Предметно-пространственная среда ДОО,
доступная работникам ДОО |
|
5.6. Информационное обеспечение
ДОО |
|
5.6.1. Учебно-методическое обеспечение ДОО 5.6.2.Методическое обеспечение воспитательного
процесса |
|
5.6.3. Библиотечно-информационное обеспечение.
Управление знаниями в ДОО |
|
5.6.4. Информационные технологии в ДОО |
|
5.7. Финансовые условия |
|
5.7.1. Финансирование реализации образовательных
программ ДОО |
|
5.7.2. Финансирование услуг по присмотру и уходу |
|
6. Условия получения дошкольного образования лицами с особыми образовательными потребностями 7. Взаимодействие с родителями |
6.7. Доступность услуг для инвалидов 6.8. Консультационная и
информационно-просветительская работа в
ДОО 7.4.Участие родителей в образовательной деятельности
7.5.Удовлетворенность родителей |
8. Здоровье, безопасность и повседневный уход |
8.1. Здоровье и повседневный уход |
8.1.8. Организация медицинского сопровождения в ДОО |
|
8.1.9. Хозяйственно-бытовое обслуживание в ДОО |
|
8.2. Безопасность |
|
8.2.4. Безопасность внутреннего помещения ДОО
(внегруппового) |
|
8.2.5. Безопасность территории ДОО для прогулок на
свежем воздухе |
|
8.2.6. Регулярные действия по обеспечению
безопасности в ДОО |
|
8.2.7. Контроль за чрезвычайными ситуациями и
несчастными случаями |
|
9. Управление и развитие |
9.4. Документирование образовательной деятельности
ДОО |
9.5. Управление организационными процессами ДОО |
|
9.6. Управление качеством дошкольного образования в
ДОО |
|
9.7. Управление персоналом ДОО |
|
9.8. Программа развития ДОО 9.9. Организация взаимодействия с партнерами ДОО |
|
10. Реализация регионального компонента дошкольного
образования |
Показатели определяются в рамках региональной
системы дошкольного образования |
06.09.2023
Шкалы 0 - 1
Область качества |
Показатели качества |
1. Образовательные ориентиры |
1.1. Ориентиры образовательной
деятельности |
1.2. Понимание ребенка 1.3.Индивидуальное
развитие детей |
|
2. Образовательная программа |
2.1. Образовательная программа
ДО (включая рабочую программу
воспитания и календарный план воспитательной работы) |
2.2. Адаптированная образовательная
программа ДО для детей с ОВЗ |
|
3. Содержание образовательной
деятельности |
3.1.
Социально-коммуникативное развитие |
3.1.1. Эмоциональное развитие |
|
3.1.2. Развитие саморегуляции и
самостоятельности |
|
3.1.3. Духовно-нравственное воспитание |
|
3.1.4. Формирование основ гражданственности
ипатриотизма 3.1.5.Трудовое воспитание. 3.1.6. Социальное развитие (общение,
совместная деятельность и сотрудничество). 3.1.7.Формирование основ социальной
навигации и безопасного поведения |
|
3.2. Познавательное
развитие |
|
3.2.1. Развитие любознательности,
интереса и мотивации к познавательной
деятельности |
|
3.2.2. Развитие исследовательских умений, овладение
различными способами познания окружающего мира |
|
3.2.3. Развитие воображения и творческой активности |
|
3.2.4. Формирование математических представлений |
|
3.2.5. Формирование представлений об окружающем мире: природа,
экология, техника и технологии, цифровые средства
познания мира. 3.2.6. Формирование представлений об окружающем мире: социальное
окружение, культура, история, традиции и ценности |
|
3.3. Речевое
развитие |
|
3.3.1. Развитие звуковой культуры речи (восприятие и воспроизведение
речевых звуков) |
|
3.3.2. Обогащение словарного запаса |
|
3.3.3. Развитие грамматически правильной и связной речи |
|
3.3.4. Развитие культуры устной речи и
речевая активность |
|
3.3.5. Освоение письменной речи (подготовка
к обучению грамоте) |
|
3.3.6. Знакомство с художественной,
познавательной литературой и фольклором |
|
3.3.7. Речевое развитие в
билингвальной и полилингвальной среде |
|
3.4.
Художественно-эстетическое развитие |
|
3.4.1. Эстетическое воспитание |
|
3.4.2. Формирование представлений об искусстве |
|
3.4.3. Изобразительная
деятельность |
|
3.4.4. Музыкальная деятельность |
|
3.4.5. Конструктивная
деятельность |
|
3.4.6. Театрализованная деятельность. 3.4.7.Культурно-досуговая деятельность |
|
3.5. Физическое
развитие |
|
3.5.1. Формирование основ здорового
образа жизни |
|
3.5.2. Развитие представлений о своем
теле и физических возможностях, произвольность и координация движений |
|
3.5.3. Движение и двигательная
активность (приобретение двигательного опыта) |
|
3.5.4. Физкультура и спорт. 3.5.5.Активный отдых. 3.5.6. Воспитательный компонент физического развития |
|
4. Образовательный процесс |
4.1. Поддержка инициативы детей |
4.2. Особенности реализации
воспитательного процесса |
|
4.3. Игра |
|
4.4. Развивающее общение |
|
4.5. Образовательные ситуации |
|
4.6. Проектно-тематическая деятельность |
|
4.7. Развитие исследовательских
умений, овладение различными способами познания окружающего мира |
|
4.8. Строительство и конструирование |
|
4.9. Самообслуживание и
элементарный бытовой труд |
|
4.10. Использование
информационных технологий. 4.11.Структурирование образовательного
процесса 4.12. Индивидуализация
образовательного процесса. |
|
5. Образовательные условия |
5.1. Кадровые
условия. |
5.1.1. Профессиональная квалификация
педагогов |
|
5.1.2. Профессиональное развитие педагогов |
|
5.1.3. Совершенствование
педагогической работы |
|
5.2.
Материально-техническое обеспечение |
|
5.2.1. Предметно-пространственная
среда помещения, доступная воспитанникам группы |
|
5.2.2. Предметно-пространственная
среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы |
|
5.3. Информационное
обеспечение |
|
5.3.1. Учебно-методическое обеспечение |
|
5.3.2. Библиотечно-информационное
обеспечение. Управление знаниями |
|
6. Условия получения дошкольного образования детьми с
особыми образовательными потребностями |
6.1. Образование детей с особыми
образовательными потребностями |
6.2. Инклюзия в группе |
|
6.3. Коррекционно-развивающая работа. 6.4. Работа с детьми-инвалидами 6.5. Консультационная и
информационно-просветительская работа 6.6. Педагогические условия воспитания
детей с особыми образовательными потребностями |
|
7. Взаимодействие с родителями |
7.1. Участие родителей в
образовательной деятельности |
7.2. Участие родителей в воспитательном
процессе |
|
7.3. Индивидуальная поддержка развития
детей в семье |
|
8. Здоровье, безопасность и
повседневный уход |
8.1. Здоровье и
повседневный уход |
8.1.1. Состояние здоровья
воспитанников |
|
8.1.2. Санитарно-гигиенические условия |
|
8.1.3. Гигиена и формирование
культурно-гигиенических навыков |
|
8.1.4. Усилия по сохранению и
укреплению здоровья |
|
8.1.5. Качество питания |
|
8.1.6. Организация процесса питания |
|
8.1.7. Отдых. Релаксация. Сон |
|
8.2. Безопасность |
|
8.2.1.Безопасность группового помещения |
|
8.2.2. Безопасность территории для
прогулок на свежем воздух |
|
8.2.3. Регулярные действия по
обеспечению безопасности в группе |
|
9. Управление и развитие |
9.1. Планирование и организация работы
в группе |
9.2. Мониторинг, измерения, анализ в
группе |
|
9.3. Совершенствование образовательной
деятельности в группе |
|
10. Реализация регионального
компонента дошкольного образования |
Показатели определяются в рамках
региональной системы дошкольного образования |