Экспериментальная площадка "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров"

По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технического образования детей требует соответствующих программ, методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать возрасту ребенка. Для дошкольников техническая подготовка с учетом требований ФГОС - это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Вместе с тем, научно-теоретический анализ показал, что в практике детских садов не только отсутствует системный подход к реализации политехнического направления, но и ни в одной основной общеобразовательной программе дошкольного образования не предусмотрено изучение технических наук в комплексе, системе. Содержание данного направления ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки – понятие более широкое и вместе с тем конкретное. Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС изучению технических наук – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на этих ступенях образования. Одним из средств такой технической подготовки детей дошкольного возраста является новая парциальная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров".

Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» - не случайное. Это своего рода эволюция видов конструкторов в исторической ретроспективе: игровой набор «Дары Фрёбеля» - Конструкторы - Робототехника.

Данная Программа разработана для детей 5, 6 и 7 лет старших и подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений, разработана Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», апробируется и внедряется на территории Российской Федерации, в том числе Республике Бурятия, Самарской области, Республике Чувашия, Белгородской области, Республике Саха (Якутия), Башкирии, Московской области и др. в системе дошкольного образования. Программа соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи :

1. В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению);

2. Формировать основы технической грамотности воспитанников;

3. Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

4. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Технология (этапы) НОД

  • Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь.
  • Техника безопасности.
  • Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом).
  • Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей).
  • Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений).
  • Конструирование/экспериментальнаядеятельность (+стимулирование общения детей между собой).
  • Инженерная книга.
  • Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось).
  • Обыгрывание моделей ( + стимуляция активизации словаря).
  • Фотографирование деятельности и объектов.
  • Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы.

Авторы оставляют право педагогам изменять порядок этапов НОД по своему усмотрению, вместе с тем настаивают на использовании предложенной технологии.

Особое значение имеют способы мотивации детей на предстоящую деятельность.                             

К решению образовательных задач дети не принуждаются, на детей не оказывается психологическое давление,а используются четыре типа мотивации.

1.Мотивация личной заинтересованности ребенка («Хочешь сделать самолет из бумаги? Ты сможешь с ним поиграть»).

2.Мотивация общения со взрослыми. Взрослый ведет себя как партнер: считается с интересами ребенка, проговаривает последовательность действий, помогает при затруднениях. Обязательно благодарит ребенка, презентуя его достижения другим.

3.Игровая мотивация. Строится на ведущей деятельности ребенка – сюжетной игре.

4.Мотивация в заинтересованности ребенка чему-то научиться («Хочешь,  я научу тебя…?»)

Содержание образовательной деятельности может реализоваться как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Паспорт программы.pdf (скачать) (посмотреть)
План апробации (дорожная карта) парциальной программы «От Фрёбеля до робота».pdf (скачать) (посмотреть)
Мониторинг организации и проведения педагогами образовательной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Мониторинг освоения обучающимися парциальной программы.pdf (скачать) (посмотреть)
Парциальная программа От Фрёбеля до робота растим будущих инженеров.pdf (скачать) (посмотреть)
Инженерная книга.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о смотре -конкурсе на лучший уголок по конструктивно-модельной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Информация об инновационной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Информационная справка о проделанной работе по организации в образовательном пространстве ДОУ.docx (скачать)
Презентация, модель предметной, игровой техносреды.pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация Диссеминация опыта..pdf (скачать) (посмотреть)
Программа дополнительного образованияФиксики.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.