По данным
педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической
деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию
с техникой. Реализация модели технического образования детей требует
соответствующих программ, методик, технологий. И каждая из них должна
соответствовать возрасту ребенка. Для дошкольников техническая подготовка с
учетом требований ФГОС - это своего рода подготовительный курс к занятиям
техническим творчеством в школьном возрасте. Вместе с тем, научно-теоретический
анализ показал, что в практике детских садов не только отсутствует системный
подход к реализации политехнического направления, но и ни в одной основной
общеобразовательной программе дошкольного образования не предусмотрено изучение
технических наук в комплексе, системе. Содержание данного направления
ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки
– понятие более широкое и вместе с тем конкретное. Найти место в структуре
образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном
соответствии с ФГОС изучению технических наук – задача абсолютно новая и
сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению
принципиально нового содержания образования на этих ступенях образования. Одним
из средств такой технической подготовки детей дошкольного возраста является
новая парциальная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота:
растим будущих инженеров".
Название
программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» - не случайное. Это
своего рода эволюция видов конструкторов в исторической ретроспективе: игровой
набор «Дары Фрёбеля» - Конструкторы - Робототехника.
Данная
Программа разработана для детей 5, 6 и 7 лет старших и подготовительных к школе
групп дошкольных образовательных учреждений, разработана Самарским областным
институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования
совместно с Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт
изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»,
апробируется и внедряется на территории Российской Федерации, в том числе Республике
Бурятия, Самарской области, Республике Чувашия, Белгородской области,
Республике Саха (Якутия), Башкирии, Московской области и др. в системе
дошкольного образования. Программа соответствует требованиям Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основной целью
Программы является разработка системы формирования у детей
предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового
оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи
:
1. В
условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в
предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным
требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию,
материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому
обеспечению);
2.
Формировать основы технической грамотности воспитанников;
3.
Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного
возраста видах детской деятельности;
4.
Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими
объектами (в виде игрового оборудования);
5. Оценить
результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у
воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению
технических наук средствами игрового оборудования.
Технология
(этапы) НОД
- Введение
нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь.
- Техника
безопасности.
- Схемы,
карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом).
- Стимулирование
инициативы детей (поддержка детских идей).
- Стимулирование
проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих
рассуждений).
- Конструирование/экспериментальнаядеятельность (+стимулирование общения детей между собой).
- Инженерная
книга.
- Обсуждение
построек, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось).
- Обыгрывание
моделей ( + стимуляция активизации словаря).
- Фотографирование
деятельности и объектов.
- Размещение
моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде
группы.
Авторы
оставляют право педагогам изменять порядок этапов НОД по своему усмотрению,
вместе с тем настаивают на использовании предложенной технологии.
Особое значение имеют способы мотивации детей на предстоящую деятельность.
К решению
образовательных задач дети не принуждаются, на детей не оказывается
психологическое давление,а используются четыре типа мотивации.
1.Мотивация
личной заинтересованности ребенка («Хочешь сделать самолет из
бумаги? Ты сможешь с ним поиграть»).
2.Мотивация общения со взрослыми. Взрослый ведет себя как партнер: считается с
интересами ребенка, проговаривает последовательность действий, помогает при
затруднениях. Обязательно благодарит ребенка, презентуя его достижения другим.
3.Игровая
мотивация. Строится на ведущей деятельности ребенка – сюжетной игре.
4.Мотивация
в заинтересованности ребенка чему-то научиться («Хочешь, я
научу тебя…?»)
Содержание
образовательной деятельности может реализоваться как в непосредственно
образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Подготовка детей к изучению
технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что
способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским
мышлением.