Рабочая программа учителя логопеда-сжатый

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Ромашка" Хоринского района

Принято

Утверждаю
Заведующий МБДОУ д.с."Ромашка"
_________Кучумова А.М.

На педсовете
№_____«__»______20___г.

«__»_____20___г.

Рабочая программа
коррекционной образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО
учителя-логопеда
Романовой Веры Александровны
на 2023-2024 учебный год

с. Хоринск, 2023г.

Содержание:
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка................…………......................……...................………………...…2
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункт..........................……4
II. Организационный раздел программы
2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия…………........................6
2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса……..................................7
2.3. Направления работы......…………......….....................................................……………….....11
III. Содержательный раздел программы
3.1. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим
недоразвитием речи……..................…….......................…...….……………................................ 14
3.2 Тематическое планирование индивидуальных занятий
по коррекции ФНР и ФФНР :
нарушение звукопроизношения…...................................................................................................15
3.3 Тематическое планирование подгрупповых занятий по коррекции ФНР и ФФНР :
нарушение звукопроизношения……………..................................................................………….22
lV Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
логопеда.............................................................................................................................................25

Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые
ориентиры-социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного
образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно
формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо
понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в
качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в
следующие целевые
ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и
явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном
мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть, достигнут
без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и
коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности,
которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется
к пятилетнему возрасту.
Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить
следующее:
- В течение года логопед работает с 25 детьми.
- Основной контингент- дети с достаточно разноплановыми
проблемами речевого развития (дислалия, ФФНР,ОНР 4 уровня).
- Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий, занятия в микрогруппах.
1) Методическая нормативно-правовая база рабочей программы
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Декларацией прав ребенка;
- Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об
организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
- Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
- Филичева Г.В., Чиркина Т.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего
возраста с общим недоразвитием речи»
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у
детей 5 лет.
- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н. Лиманская, а также
разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики
и психологии.
- С учетом основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка».
- Разработана с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования
ДЕТСТВО:/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солцева и др.- СПб.: ООО «Издательство
«Детство- Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.-321.;
2) Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания
логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с
фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных
звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к
4-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова
Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи
происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и
закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут
сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7%
будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической
дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить
дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно
важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней
коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.
Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста
приводит к значительной их компенсации.
3) Научная обоснованность
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах
формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и
развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А.
Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой,
Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об
уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на
начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере
совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция
осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого
процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки
операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;

• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
4) Направленность
Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании
фонематической стороны речи.
Задачи программы:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических
компонентов.
- развитие речевого дыхания.
- постановка звуков и ввод их в речь.
- развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа,
синтеза, восприятия и представлений.
- создание предпосылок (лингвистических, психологических) к
полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому
языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с
осознанием речевого дефекта.
- уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
- развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного
высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
- профилактика нарушений письменной речи.
- развитие психических функций: слухового внимания, зрительного
внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления,
пространственной ориентировки в системе коррекционной работы,
направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего
дошкольного возраста.
Адресат программы: дошкольники 4-6 лет, имеющие нарушения:
- звукопроизношения;
- фонематического слуха.
- коррекционно-логопедические занятия по коррекции ОНР IV-уровня.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта МБДОУ д/с
«Теремок»
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей
этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь
с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок
шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может
читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса
и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться
своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы,
антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно
пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных
учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами,
обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными

и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого
этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном
монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию,
используя эпитеты, сравнения. Малыш способен удерживать в памяти большой объем
информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному
контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика
анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта,
формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы
и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети
хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие
события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе
со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается
взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для
запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве
подсказки могут выступать карточки или рисунки).
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребёнка, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более
сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки
обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными
признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и
некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В
подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
(ФФНР), и ОНР IV дислалией.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) -это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков,
отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим
признаком является пониженная способность
к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность
процессов восприятия звуков речи.
К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция
звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий
уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что
процесс фонем образования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV уровня. строится с учетом
особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие
органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой
и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с дислалией, ФФНР и
ОНР IV уровня), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате
обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного
материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Дислалия-это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной
иннервации речевого аппарата и слухе, которое наиболее часто проявляется в детском
возрасте.
Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются
физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка
нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.
Снижение слуха затрудняет своевременное и полноценное формирование звуковой стороны
речи. Так, у слабослышащих детей проявляются особые трудности при усвоении, например,
мягких и звонких согласных.
По причинам возникновения дислалию делят на: механическую и функциональную.
Причины функциональной дислалии:
- общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими
заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного
формирования речевой функции;
- недостаточная степень развития фонематического слуха;
- неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых
воспитывается ребенок;
- двуязычие в семье.
II. Организационный раздел программы
Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени
выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание
и формы логопедического воздействия.
Цель:
-развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться
речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в
среду сверстников.
Задачи:
- обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в
профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

- изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития
и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке,
определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- привитие детям навыков коммуникативного общения.
- систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с
детьми в соответствии с планом индивидуальных занятий.
- проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы,
определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной
готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой
среды.
- координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей
(побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в
семье).
- организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с
различными речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс
планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно
представить в виде следующей модели:
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для
устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых
недостатков.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
1 этап исходно-диагностический
1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической
документации ребёнка.
2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей:
исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры
речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени
фиксации на речевом дефекте.
Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы.
2 этап организационно-подготовительный
1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционнообразовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с
уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в
соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.
3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями,
наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
4. Формирование информационной готовности педагогов ГБОУ и родителей к проведению
эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
5. Индивидуальное консультирование родителей -знакомство с данными логопедического
исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку
в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности
ребёнка вне детского сада.
планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с
нарушениями речи.

3 этап коррекционно-развивающий
1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных
программах.
2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционнопедагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.
Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом
развитии.
4 этап итогово-диагностический
1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния
речевых и неречевых функций ребёнка- оценка динамики, качества и устойчивости
результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).
2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив
детей, выпускников ДОУ-группы для детей с нарушениями речи.
Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или
продолжении логопедической работы.
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача
организационно-подготовительного этапа- определение индивидуальных маршрутов
коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса,
вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение
фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным
дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.
2.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя
взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение
их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им
помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях
дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей
с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей
детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а
также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс
организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга
речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и
промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии
диагностические методики и методические рекомендации:
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
Поваляева М.А. Справочник логопеда.

- Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в
коррекционной работе с детьми 4 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного
учреждения.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и
готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции
определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения
уровня речевого развития детей.
Полученные данные заносятся в специальную
компьютерную программу, являющуюся современным эффективным инструментом для
мониторинга (Программно-диагностический комплекс соответствует ФГОС ДО:
«Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Издательство «Учитель», 2014). Данная
программа позволяет автоматически формировать речевые карты детей, таим образом,
результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов
коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки
образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ
конкретизируется в соответствии с категориями
воспитанников, имеющих речевые нарушения: Дислалия, ФФНР .
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется
чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех
субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая
работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях. При комплектовании
групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и
психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических
занятий, их структуре, способам
взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается
реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в
образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений,
психогимнастических этюдов создаются условия для
повышения работоспособности детей, преодоления
психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации
к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между
детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых
условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные-на
обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на
наглядные материалы. Практические методы используются при

формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и
игр. К практическим методам можно отнести метод
моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования
процесса коррекционно-развивающего обучения и активно применяется в нашем детском
саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности
детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность
применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о
чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Введение наглядных моделей позволяет более
целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения- индивидуальная, подгрупповая. В соответствии с ФГОС
ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития
является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но
предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими
нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПинами продолжительность индивидуальных занятий 6-го года жизни 20
минут, с детьми 7-го года жизни 25 минут. Организация деятельности логопеда в течение
года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое
обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и
индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителемлогопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед
может брать детей со всех занятий.
В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в
системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании
образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с
логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать
усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при
необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть
логопедической работы вынесена во вторую половину дня.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, до 7 человек.
Продолжительность занятий с детьми:
Дислалия-1 год, ФФФНР и ФНР-1 год; ОНР IV уровня-1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов
речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка. Частота
проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности
речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями
детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
Дислалия-2 раза в неделю;
ФФНР- 2 раза в неделю;
ОНР IV ур. -2-3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена
индивидуальными особенностями детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных
занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,

активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект,
сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого
изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:
изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким
образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания индивидуальных занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным
направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и
артикуляционная моторика).
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
-формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации
звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным
воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют
структуре его речевого нарушения.
2.3 Направление коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда на логопункте
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов;
- коррекция звукопроизношения.
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
I. Подготовительный.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом
пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей -узких специалистов при
необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически
чистой, лексически развитой, грамматически правильной)
речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:
1).Постановка звука в такой последовательности:
- свистящие С,З, Ц;
- шипящий Ж,Ш,Ч,Щ;
- сонорные Л,Р.
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Горка», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка»,
«Футбол», «Фокус»; 14
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик»,
«Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Язык силач». Работа по постановке звуков
проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать
вибрацию.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах : Проводится по следам
автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в
словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со
сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа
проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звука в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово
немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются
потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5). Дифференциация звуков:
С -З, СЬ -Ц, С- Ш;
Ж -З, Ж -Ш;
Ч -ТЬ, Ч -СЬ, Ч -Щ;
Щ -С, Щ -ТЬ, Щ -Ч, Щ -Ш;
Р -Л, Р -РЬ, РЬ -ЛЬ, РЬ-Й, ЛЬ -Л
6).Автоматизация звука в спонтанной речи: (в диалогической речи, в играх, развлечениях,
режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.). Однако изменения вполне допустимы, если
они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют
успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза
слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. Систематические упражнения на развитие внимания,
мышления на отработанном материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- лексические и грамматические упражнения.

-нормализация просодической стороны речи.
- обучение
рассказыванию.
Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные
(поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить
продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками.
III. Содержательный раздел программы:
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических
процессов, уровня речевого развития.
Логопедическое обследование проводятся с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.
• Исследование неречевых психических функций;
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных
функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
• развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
• коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития
фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе
упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
• коррекция дефектов произношения;
• развитие психических функций;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
• коррекция дефектов произношения;
• развитие психических функций;
• активизация и расширение словарного запаса;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Общее количество часов – 36
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости
от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий –индивидуальная, подгрупповая
Периодичность-2 раза в неделю.

Перспективное планирование
работы по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи
Постановка
произношения
звуков
Диагностика
речевых и неречевых
функций ребенка

Введение поставленных звуков в Речевой материал
речь

I этап
Изучение психических функций. Сбор
анамнестических
сведений.
Логопедическое заключение.
Формирование
II этап
артикуляторной
Формирование и развитие
базы
артикуляторной базы,
развитие и
совершенствование
сенсомоторных функций,
психологических предпосылок
и коммуникабельности, готовности
к обучению.
Постановка звуков
III этап
Закрепление имеющегося уровня
звукового анализа и синтеза.
Продолжение
IV этап
постановки
звука, Введение
в
речь
первого
автоматизация звука поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в
слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и (или) письменный анализ
и синтез слов.
Дифференциация
V этап
звуков сходных по Дифференциация
изученных
звучанию
поставленных раннее звуков.

Диагностика ( Иншакова
О.Б., Волкова Г.А. и др.)
Артикуляционные
упражнения. Упражнения и
задания
для
развития
психических процессов.

Составляется из правильно
произносимых звуков

Насыщается
вновь
поставленным звуком. Из
упражнений
исключаются
звуки
близкие
к
поставленному
(например
закрепляется л исключаются
л',
если
ребенок
не
произносит р, р', то и они)
Насыщается
и дифференцируемыми
звуками и закрепляемым
звуком. Из упражнений
исключаются близкие, еще
не отработанные звуки.

Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции
ФНР и ФФНР : нарушение звукопроизношения
п/п Темы коррекц Содержание
коррекционно- Программное
содержание
ионноразвивающей работы
коррекционно-развивающей
развивающей
работы
работы
1 этап (диагностический)
1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое
развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние
звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая
моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической
стороны речи.
Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического
восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние
фонематического анализа и синтеза.
Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и
грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.
Логопедическое заключение.

II этап (подготовительный)
2 Развитие
Игровые
внимания. упражнения: «Найд
и
отличия»,
«Корректор»,
«Чего
не
хватает»,«Найди
спрятанные
предметы»
3 Развитие
Игровые
операций
упражнения: «Срав
сравнения и ни геометрические
вывода.
фигуры»,
«Логические пары»
4

Формирован
ие
артикуляцио
нной базы
звуков

Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика: «Сказк
а
о
веселом
язычке».
Дыхательная
гимнастика.

Развивать
внимательность,
воображение.
Формировать у детей усидчивость, стремление
доводить начатое до конца. Вызвать интерес к
занятиям.

Учить сравнивать предметы и делать выводы на
основе сравнения. Развивать наблюдательность.
Учить делать умозаключения. Расширять словарный
запас детей. Активизировать речь детей.
Учить детей следить за правильным положением
органов
артикуляции.
Формировать
навыки
правильного дыхания. Общее развитие речевого
аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить
положение органов артикуляции. Вызвать интерес к
логопедическим занятиям.

5

Формирован
ие
артикуляцио
нной базы
звуков

6

Формирован
ие
артикуляцио
нной базы
звуков

7

Формирован
ие
артикуляцио
нной базы
звуков

Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика: «Сказк
а о ветерке».
Мимическая
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.
Мимическая
гимнастика.
Пантомимическая
игра: «Приветстви
е»
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением
органов артикуляции. Общее развитие речевого
аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие
мимики. Закрепить положение органов артикуляции.
Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Учить детей следить за правильным положением
органов артикуляции. Общее развитие речевого
аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую
моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные
средства общения. Закрепить положение органов
артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим
занятиям.

Учить детей следить за правильным положением
органов артикуляции. Общее развитие речевого
аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить
положение органов артикуляции. Выработать навыки
правильного
дыхания.
Вызвать
интерес
к
логопедическим занятиям.

III этап (постановка звука)
Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.
Звукоподражательн
ые
игры
и
упражнения
9 Постановка Пальчиковая
звука
гимнастика.
(механическ Артикуляционная
им
или гимнастика.
смешанным
способом)
IV этап (автоматизация звука)
10
Пальчиковая
гимнастика.
Закрепление Артикуляционная
звука
гимнастика.
(изолирован Звукоподражательн
о)
ые
игры
и
упражнения
Закрепление звука
8

Постановка
звука
(по
подражанию
)

Учить детей следить за правильным положением
органов артикуляции. Развивать мелкую моторику
рук. Развивать внимание, память. Воспитывать
правильное поведение на занятиях.

Учить детей следить за правильным положением
органов артикуляции. Развивать мелкую моторику
рук. Развивать внимание, память. Воспитывать
правильное поведение на занятиях.

Учить детей следить за правильным положением
органов артикуляции. Развивать мелкую моторику
рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление Пальчиковая
звука
в гимнастика.
слогах
Звукоподражательн
ые игры и
упражнения
Закрепление звука
в слогах

Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать
слуховую и зрительную память. Развивать мелкую
моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим
занятиям.

11
12 Закрепление Пальчиковая
Отработка навыков правильного звукопроизношения.
звука
в гимнастика.
Развивать воображение. Развитие мелкой моторики.
слогах
Звукоподражательн Воспитывать отзывчивость.
ые
игры
и
упражнения
Закрепление звука
в слогах
13 Закрепление Пальчиковая
звука
в гимнастика.
словах
Звукоподражательн
ые игры.
Закрепление звука
в слогах
14 Закрепление Пальчиковая
звука
в гимнастика.
словах
Звукоподражательн
ые игры.
Закрепление звука
в слогах

Учить детей контролировать собственную речь.
Закрепить артикуляцию звука. Развивать
подвижность артикуляционного
аппарата. Воспитание усердия

15 Закрепление
звука
в
словосочета
ниях

Учить детей контролировать собственную речь.
Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое
внимание. Воспитывать доброту

Пальчиковая
гимнастика.
Звукоподражательн
ые игры.
Закрепление звука
в словосочетаниях.
16 Закрепление Пальчиковая
звука
в гимнастика.
словосочета Звукоподражательн
ниях
ые игры.
Закрепление звука
в словосочетаниях.
17 Закрепление
звука
в
предложени
ях

Учить детей контролировать собственную речь.
Закрепить артикуляцию звука. Развивать
подвижность артикуляционного
аппарата. Воспитание усердия

Учить детей контролировать собственную речь.
Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое
внимание. Воспитывать доброту

Игры на развитие Учить детей контролировать собственную речь.
слухового
Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое
внимания.
внимание. Воспитывать доброту
Закрепление звука
в предложениях

18 Закрепление
звука
в
чистоговорк
ах

Игры на развитие Учить детей контролировать собственную речь.
слухового
Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое
внимания.
внимание. Воспитывать уверенность в своих силах
Закрепление звука
в чистоговорках

19 Составление
предложени
й
с
использован
ием
изучаемого
звука

Пальчиковая
гимнастика
Составление
предложений.
Проговаривание
составленных
предложений

20 Закрепление
звука
во
фразовой
речи

Игры на развитие
слухового
внимания, памяти.
Закрепление звука
в чистоговорках
22 Закрепление Игры на развитие
звука
во слухового
фразовой
внимания, памяти.
речи
Закрепление звука
в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в
предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие
связной речи. Формирование умения строить
предложения. Воспитывать доброжелательность.

Закрепить правильное произношение звука в
предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие
внимания,
памяти.
Развитие
связной
речи.
Воспитывать правильное поведение на занятиях.
Закрепить правильное произношение звука в стихах.
Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи.
Воспитание умения внимательно слушать

23 Закрепление
звука
в
стихах
и
загадках

Пальчиковая
Закрепить правильное произношение звука в стихах.
гимнастика
с Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи.
изучаемым звуком. Воспитание умения внимательно слушать
Разучивание стихов
с
изучаемым
звуком.

24 Закрепление
звука
в
стихах
и
загадках

Пальчиковая
Закрепить правильное произношение звука в стихах.
гимнастика
с Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи.
изучаемым звуком. Воспитание умения внимательно слушать
Разучивание стихов
с
изучаемым
звуком.

V этап (дифференциация звука)
Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать
мелкую моторику рук.

25 Игры
на
развитие
речеслухово
го
анализатора

Пальчиковая
гимнастика
Игровые
упражнения:
«Повтори за мной»,
«Испорченный
телефон», «Угадай
звук»
26 Звуки […., Пальчиковая
….´]
гимнастика
(изучаемые) Игровые
в слогах.
упражнения:
«Послушай и скажи
правильный ответ»,
«Какая
буква
пропала», «Услышь
меня»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить
дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику
рук.

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить
дифференцировать звуки.

27 Дифференц
иация
звуков [….,
….´]
(изучаемые)
в словах.

Мимическая
Учить детей составлять предложения, рассказ.
гимнастика.
Развивать воображение, мелкую моторику рук
Игровые
упражнения:
«Отгадай слово»,
«Придумай пару»,
«Собери слово»

28 Дифференц
иация
звуков [….,
….´]
(изучаемые)
в
предложени
ях.

Пальчиковая
гимнастика.
Проговаривание
предложений.
Составление
предложений.
Игровое
упражнение
«Потерянная
буква»

29 Дифференц
иация
звуков [….,
….´]
во
фразовой
речи

Проговаривание
Продолжать учить детей контролировать свою речь.
текстов.
Формировать интерес к литературе. Воспитывать
Составление
отзывчивость.
рассказов
по
картинке
и
на
заданные темы.

Учить детей составлять
Развивать воображение.

предложения,

рассказ.

:

30 Дифференц Заучивание стихов, Продолжать учить детей контролировать свою речь.
иация
песен, загадок.
Формировать интерес к литературе. Воспитывать
звуков [….,
отзывчивость.
….´]
(изучаемые)
в стихах и
загадках
VI этап (введение звука в активную речь)а
31- Повторение
36 изученного.
Подведение
итогов.
Тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми старшей группы с ФФНР
первого периода обучения
Грамматический
Месяц
Звуки Звуковой анализ
Общие речевые навыки
строй
у
Имя
Выделение гласных
существительное
а
сентябрь
звуков из ряда.
ед., мн. числа –
Выделение ударного
названия овощей,
Формирование
гласного из начала
фруктов, грибов.
А-у
слова. Анализ ряда а у, Р.П. мн. числа сущ. правильного
и
физиологического и
ауи
Закрепление в речи
октябрь Ы
речевого дыхания,
простых предлогов
Выделение первого и
плавности речи,
Ы-и
последнего согласного (на с в из).
правильного темпа
Образование сущ. с
из слогов и слов.
о
речи. Работа по
ум-ласк. значением.
Анализ и синтез
э
изменению силы голоса,
Согласование
обратных
слогов.
п
пь
выработка четкой
ноябрь
Преобразование слогов притяжательных
дикции, интонационной
местоимений мой –
путем
замены
1
звука.
выразительности.
к кь
моя-моё с сущ.
Категории числа и
Т-ть
лица глаголов
П-т-к
настоящего времени
Перспективный план работы второго периода обучения
Месяц

Звуки Звуковой анализ

Грамматический
строй

С
декабрь
с-сь
з

Дифференциация на
слух, выделение в
ряду других звуков,
нахождение в слове,

Закрепление навыка
согласование
прилагательных с
существительными в

Общие речевые навыки
Работа над
эмоциональной
отзывчивостью на
увиденное и услышанное.
Развитие интонационной

январь

февраль

з-зь
с-з
ц
С-ц
П-пь
Б-бь
п-б
Шж
ш-ж
ш-жсш
с-ш
з-ж

определение места
звука в слове,
выделение гласного
после согласного,
анализ прямого
слога. Понятие слово,
слог, предложение

р,ч,п. Образование
относительный
прилагательных.
Согласование
числительных с
существительными.
Подбор
однокоренных слов.
Образование
сложных слов.
Закрепление
предлогов на, с, в, из,
по, над, под.

Перспективный план работы третьего периода обучения
Грамматический
Месяц Звуки Звуковой анализ
строй
Л
Различение на слух и в
предложении изучаемых
Л-ль
звуков. Выделение их
л-ль
Закрепление
март
среди других.
й
образования
Определение наличия
ль-й
уменьшительнозв. и их позиции. Анализ
р
ласкательных формы
и синтез слогов ал-ла,
апрель Р-рь
существительных.
ар-ра. Анализ и синтез
р-л
Согласование
односложных слов (лак,
ч
прилагательных с
рак, слон).
существительными.
Преобразование слов
щ
Подбор однородных
путем замены первых зв.
ч-щ
слов. Приставочные
Май
(лак-бак). Знакомство со
глаголы. Слова
схемой. Выделение
антонимы.
кружками гласных и
повтор
май
согласных звуков.

выразительности,
тембровой окраски
голоса.
Продолжение работы по
воспитанию физ. и реч.
дыхания. Использование
чистоговорок и
потешек. Работа над
дикцией.

Общие речевые навыки
Отработка четкой
дикции. Работа над
интонированием речи.
Развитие тембровой
окраски голоса.
Закрепление навыков
правильного
голосоведения на
заданиях и вне.
Развитие способности
изменять голос по силе,
высоте и тембру,
используя
драматизацию и
диалоги.

Деление слов на слоги...
Длительность программы. Работа по коррекции звукопроизношения начинается с
середины сентября, после завершения обследования. Ее продолжительность во многом
обусловлена индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность
использования блоков.
Условия реализации программы.
- Логопедический пункт при ДОУ, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими
нормами.
- Часто нарушение звукопроизношения характеризуется сложной структурой. Поэтому
рекомендуется осуществлять комплексный подход при коррекции речи и привлечение других
специалистов (невропатолога и психолога).

Для
успешной
коррекции
звукопроизношения
необходимо
следующее
оборудование: настенное
и/или
индивидуальные
зеркала,
шпатели,
салфетки,
приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.
- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с
семьей логопата.
- Продолжительность
логопедических
занятий определяется
санитарноэпидемиологическими нормами, которые составляют: для детей 4-го года жизни - не более 15
минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25
минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не
менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во
второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих
занятий - не более 25 - 30 минут. В середине занятия статического характера проводят
физкультминутку. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных особенностей детей.
- Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является
игра.
•
•
•
•
•
•
•

В итоге логопедической работы дети должны:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
четко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда
Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.:
«Детство-Пресс», 2001.
Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.:
«Школьная пресса», 2001.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения,
Москва: Издат.школа 2000.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по
коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.:
«Аквариум», 1996.
Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с
общим недоразвитием речи. - М.2009.
Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями
речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию
Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаМ.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС,
2001.
5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в
коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,
1999.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для
дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса,
2003.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (30148) 23-4-05