Дополнительна образовательна программа Магия оригами.

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ХОРИНСКИЙ РАЙОН»
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Хоринский детский сад «Ромашка»
671410, РБ, Хоринский район, с.Хоринск, ул. Промышленная, 28.
8(30148)23-4-05.E-mail horinsk.detsad.@mail.ru

«Принято»:
Педагогическим советом
Протокол №_4 от «30» 08. 2022г.

«Утверждаю»:
Заведующая МБДОУ
«Хоринский детский сад «Ромашка»
______________ Кучумова А.М.
Приказ № 300802 от «30» 08.2022г.

Дополнительная образовательная программа
«Магия оригами»
для детей 4-6 лет.
подготовила воспитатель
средней группы
Шкедова Надежда Васильевна

Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о
предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети
узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся
практически применять свои знания.
Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 4-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно
могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель,
включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же
важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает
художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие
сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и,
таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию
усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с
выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе
складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими
фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их
сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания
зоологического характера. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой

моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно
происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к
письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная
собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже
от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста.
Кроме того, оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить
листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку
— изящного журавлика, забавного поросёнка… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило,
достаточно 5-15 минут.
Задачи.
• Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до
конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
• Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей
каждого ребёнка.
• Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям,
пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями
педагога.
• Знакомить детей с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур; развивать
пространственную ориентировку.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.

• Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
• Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет. Это определяется значительным ростом
физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, развитием ручной умелости,
изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою
индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы:
· 1) – с детьми 4-5 лет (средняя группа);
· 2) – с детьми 5-6 лет (старшая группа).

Формы и режим занятий.
Занятия кружка по изготовлению поделок в технике оригами проводятся один раз в неделю по средам с 16.00-16.20
–в средней группе; с16.00 – 16.25 в старшей группе. Их длительность не должна превышать 20 минут.в средней группе и
25 минут в старшей группе
Для занятий оригами необходимо заранее подготовить: разноцветную бумагу; ножницы с тупыми концами; клей
или клей-карандаш, кисточки, клеёночки, салфетки.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц,
снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает
самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми,
рассказы детей, показ воспитателем способа действия, – так и практические занятия: подготовка и проведение выставок
детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно чтением
небольших литературных текстов, загадок, органично сочетающихся с содержанием конспекта, пересказом небольших
рассказов познавательного содержания, например, на тему «Откуда бумага пришла».
Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их задача — не только привлечь детей к
новому виду деятельности — изготовлению фигурок из бумаги, но и уточнить знание ими геометрических фигур.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями,
умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных
умений, способов самоконтроля.
Формы проведения итогов реализации программы:
– выставки детских работ в детском саду;
– дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Учебно-тематический план.

Большинство предлагаемых фигурок сделаны из листа бумаги квадратной формы. Чтобы из прямоугольника
получился квадрат, необходимо аккуратно перегнуть любой угол листа бумаги по диагонали и отрезать лишнюю
полоску. От точности совпадения углов и сторон квадрата во многом будет зависеть внешний вид готовой поделки.
Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный» квадрат можно складывать несколькими способами.
Получившиеся заготовки называются базовыми формами.
Необходимо запомнить:
— складывать поделки нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все фигурки получатся красивые,
аккуратные, да и работать будет легче;
— поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей,
бумажных обёрток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет… Одним словом, пригодится любая тонкая и
прочная бумага.
Занятия включают изготовление фигурок разной степени сложности. В зависимости от ручной умелости детей
группы задания можно упростить. Изготовление сложных работ лучше всего осуществлять в процессе коллективной
деятельности. Уже на одном из первых занятий мы предлагаем начать знакомство детей с пооперационной картой. Как
показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено
большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызывает значительные
затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки:
какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности на
каком-то определенном этапе работы, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам
сложить её вновь. Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных
фигурок.

Хотя изготовление пооперационных карт занимает у педагога много времени, результат оправдывает затраты:
детям с ними работать проще и интереснее.

Первый год обучения (средняя группа).
Часы
№ п/п

Наименование темы

Всего

Беседа

Практика

1.

Вводное. Знакомство с бумагой. Умение распознавать геометрические
фигуры. Диагностика.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

2.

Знакомство с различными свойствами и качествами бумаги.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

3.

Знакомство с историей искусства оригами. Выставка готовых поделок,
выполненная воспитателем.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

4.

«Воздушный змей». Изготовление простой поделки.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

5.

«Рыбка». Изготовление простой поделки.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

6.

«Бабочка и лягушка».

20 мин.

5 мин.

15 мин.

7.

«Ветка рябины». Панно.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

8.

«Конверт-стаканчик».

20 мин.

5 мин.

15 мин.

9.

«Собачка». Изготовление поделки с рисованием.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

10.

«Забавные зверушки».

20 мин.

5 мин.

15 мин.

11.

«Теремок». Совместная с родителями деятельность.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

12.

«Ёлочка». Изготовление поделки.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

13.

«Маски лисы и зайца».

20 мин.

5 мин.

15 мин.

14.

«Новогодние украшения». Выполнение поделки из одного бумажного
квадрата.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

15.

«Новогодняя ёлочка». Украсить заготовку деталями.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

16.

«Обезьяна – символ года». Изготовление поделки.

20 мин.

5 мин.

17.

«Ожившая сказка». Театрализованная деятельность.

20 мин.

5 мин.

15 мин.
15 мин.

18.

«Снеговик». Изготовление поделки.

20 мин.

5 мин.

19.

«Зимний пейзаж». Панно.

20 мин.

5 мин.

20.

«Самолет, парусник». Изготовление поделок в преддверии Дня Защитника
Отечества.
20 мин.

5 мин.

21.

«Двухтрубный корабль».

5 мин.

20 мин.

15 мин.
15 мин.
15 мин.

22.

«Цветы из бумаги».

20 мин.

5 мин.

23.

«Водная лилия». Объемная аппликация.

20 мин.

5 мин.

24.

«Букет для мамы». Оригами-аппликация.

20 мин.

5 мин.

25.

«Грач». Изготовление подделки.

20 мин.

5 мин.

26.

«Птицы на ветке».

20 мин.

5 мин.

15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.

27.

«Ракета». Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики.

28.

«Вертушки для малышей».

29.

«Весёлые человечки».

30.

«Лодочка».

31.

«Летний пейзаж». Панно.

32.

«Что? Где? Когда?» Диагностическая викторина.

33.

Презентация детских работ.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

Всего: 33 занятия
Второй год обучения (старшая группа).
Часы
№ п/п

Наименование темы

1.

Вводное занятие. Геометрические фигуры. История оригами. Диагностика.

2.

Пальчиковые игры с использованием элементов оригами.

3.

Волшебные превращения стрелы.

4.

Отгадай загадку – сделай поделку. Практическое занятие.

Всего

Беседа

Практика

25 мин.
25 мин.

8 мин.
8 мин.

17 мин.
17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

5.

«Лебедь».

6.

«Прыгающие лягушки».

7.

«Осенний лес». Панно.

8.

«Коробочка».

9.

«Лисичка с челочкой».

10.

«Экскурсия в зоопарк».

11.

«Зимовье зверей». Театрализованная деятельность.

12.

«Ёлочка в снегу».

13.

«Дед Мороз».

14.

«Маски волка и медведя».

15.

«Новогодние украшения».

16.

«Символ года». Изготовление поделки.

17.

«Зимний пейзаж». Панно.

18.

«Гном». Изготовление поделки.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

19.

«Пианино для гнома».

20.

«Истребитель». Изготовление поделки в преддверии Дня Защитника
Отечества.

21.

«Ниндзя».

22.

«Белочка». Изготовление поделки с рисованием.

23.

«Хризантемы». Панно.

24.

Мамин праздник.

25.

«Кукла».

26.

«Говорящая птица».

27.

«Космонавт». Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики.

28.

«Ласточка».

29.

«Журавлик».

30.

В бумажном царстве-государстве.

31.

«Морской пейзаж». Панно.

32.

Диагностическое занятие.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

8 мин.

17 мин.

25 мин.

Презентация детских работ.

33.

Всего: 33 занятия
Содержание образовательной программы.
Первый год обучения (средняя группа).

Месяц

Тема

Сентябрь

1

Вводное занятие. Знакомство с бумагой.
Умение распознавать геометрические фигуры.
Диагностика.

2

Знакомство с различными свойствами и
качествами бумаги.

3

Знакомство с историей искусства оригами.
Выставка готовых поделок, выполненная
воспитателем.

Октябрь
1

«Воздушный змей». Практическое занятие.

2

«Рыбка». Изготовление простой поделки.

8 мин.

17 мин.

3
4
Ноябрь
1

«Бабочка и лягушка».
«Ветка рябины». Панно.

2
3

«Конверт».
«Собачка». Изготовление поделки с
рисованием.
«Забавные зверушки».

4

«Теремок». Совместная с родителями
деятельность.

Декабрь
1

«Ёлочка». Изготовление поделки.

2

«Маски лисы и зайца».

3

«Новогодние украшения». Выполнение поделки
из одного бумажного квадрата.

4
Январь

«Новогодняя ёлочка». Украсить заготовку
деталями.

1

«Обезьяна – символ года». Изготовление
поделки.

2

«Ожившая сказка». Театрализованная
деятельность.

3

«Снеговик». Изготовление поделки.

Февраль
1

«Зимний пейзаж». Панно.

2

«Самолет, парусник». Изготовление поделок в
преддверии Дня Защитника Отечества.

3

«Двухтрубный корабль».

4

«Цветы из бумаги».

Март
1

«Водная лилия». Объемная аппликация.

2

«Букет для мамы». Оригами-аппликация.

3

«Грач». Изготовление подделки.

4

«Птицы на ветке».

Апрель
1

«Ракета». Изготовление поделки в преддверии
Дня космонавтики.

2

«Вертушки для малышей».

3

«Весёлые человечки».

4

«Лодочка».

1

«Летний пейзаж». Панно.

2

«Что? Где? Когда?» Диагностическая

Май

викторина.
3

Презентация детских работ.

Содержание образовательной программы.
Второй год обучения (старшая группа группа).
Месяц

Тема

Сентябрь
1

Вводное занятие. Геометрические фигуры.
Повторение истории оригами. Диагностика.

2

Пальчиковые игры с использованием элементов
оригами.

3

Волшебные превращения стрелы.

Октябрь
1

Отгадай загадку – сделай поделку.
Практическое занятие.

2

«Лебедь».

3

«Прыгающие лягушки».

4

«Осенний лес». Панно.

Ноябрь
1

«Коробочка».

2

«Лисичка с челочкой».

3

«Экскурсия в зоопарк».

4

«Зимовье зверей». Театрализованная
деятельность.

Декабрь
1

«Ёлочка в снегу».

2

«Дед Мороз».

3

«Маски волка и медведя».

4

«Новогодние украшения».

Январь
1

«Символ года». Изготовление поделки.

2

«Зимний пейзаж». Панно.

3

«Гном». Изготовление поделки.

Февраль
1

«Пианино для гнома».

2

«Истребитель». Изготовление поделки в
преддверии Дня Защитника Отечества.

3

«Ниндзя».

4

«Белочка». Изготовление поделки с
рисованием.

Март
1

«Хризантемы». Панно.

2

Мамин праздник.

3
4

«Кукла».
«Говорящая птица».

Апрель
1

«Космонавт». Изготовление поделки в
преддверии Дня космонавтики.

2

«Ласточка».

3

«Журавлик».

4

В бумажном царстве-государстве.

1

«Морской пейзаж». Панно.

2
3

Диагностическое занятие.
Презентация детских работ.

Май

Работа с родителями:
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате
эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения

родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы:
индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение
взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный
блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Иногда предусматривается возможность участия в занятиях родителей. При этом демонстрируются не только
умения детей, но и способы использования свободного времени дошкольников дома. Домашние задания, которые могут
быть сделаны после занятий, не являются обязательными, а представляют собой вариант проведения увлекательного и
полезного досуга взрослых и детей в семье.
Совместно с родителями будут осуществляться различные проекты «Скоро, скоро Новый год!», «Магия
оригами», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки». Консультации для родителей: «Что такое
«оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».Родительские
собрания: «Искусство оригами», «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для
родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости».

Литература:
· Закон об образовании.
· Устав МДОУ.
· Основная общеобразовательная программу МДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.:
Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.
· Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва : Эксмо; Санкт-Петербург : Домино, 2004. 432 с.
· Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. СанктПетербург : Кристалл ; Москва : Оникс, 2000. 272 с.
· Соколова, С. Сказки оригами : игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Валери СПД,
2004. 240 с.
· Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. Ярославль, 2004. 224 с.
· Афонькин, С. Ю. Оригами и аппликация / С. Ю. Афонькин. Санкт-Петербург : Кристалл, 2001. 304 с.
· Мусиенко, С. Оригами в детском саду / С. Мусиенко, Г. Бутылкина.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=22123


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (30148) 23-4-05