РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ХОРИНСКИЙ РАЙОН» «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хоринский детский сад «Ромашка» 671410, РБ, Хоринский район, с.Хоринск, ул. Промышленная, 28. 8(30148)23-4-05.E-mail horinsk.detsad.@mail.ru «Согласовано»: Председатель профсоюзного комитета МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка» _________ /Романова В.А./ «Утверждаю»: Заведующая МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка ____________ /А.М. Кучумова/. Пр. № 30083 «30» 08. 2023г. ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА» (для детей 5-7 лет) художественно-эстетической направленности Срок реализации: 2 года с. Хоринск Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ....................................................................................................................... 4 1.1 Пояснительная записка ................................................................................................................ 4 1.2 Цели и задачи ................................................................................................................................ 4 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы ............................................................... 5 1.4 Планируемые результаты ............................................................................................................ 5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................... 8 2.1 Основные разделы программы ................................................................................................... 8 Рисование ....................................................................................................................................... 8 Аппликация .................................................................................................................................... 8 Конструирование ........................................................................................................................... 8 Лепка ............................................................................................................................................... 8 Декоративно-прикладное искусство ............................................................................................ 8 2.2 Содержание основных разделов программы ............................................................................. 8 Рисование ....................................................................................................................................... 8 Аппликация .................................................................................................................................... 9 Конструирование ......................................................................................................................... 11 Лепка ............................................................................................................................................. 12 Декоративно-прикладное искусство .......................................................................................... 12 2.3 Тематическое планирование ..................................................................................................... 13 Вторая младшая группа .............................................................................................................. 13 Средняя группа ............................................................................................................................ 17 Старшая группа............................................................................................................................ 23 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................. 28 3.1 Учебно-методическое обеспечение программы ...................................................................... 28 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды ......................................... 28 3.3 Работа с педагогами и родителями ........................................................................................... 29 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественноэстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. Парциальная программа «Цвет творчества» составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов художественной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по художественно-эстетическому развитию для детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Большое внимание уделено экспериментированию с различными изобразительными материалами. Программа «Цвет творчества» разработана на основе: 1. Авторской парциальной программы Н. В. Дубровской «Цвет творчества»; 2. ОП ДО МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка»; 3.Календарным графиком МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка» 4.Учебного плана МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка»». Реализация программы «Цвет творчества» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, творческих мастерских, НОД (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми старшей группы 36 занятий (1 раз неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30 мин.). 1.2 Цели и задачи Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи. Образовательные: − формировать навыки работы с различными материалами; − способствовать овладению разными технологическими приемами. Развивающие: − развивать фантазию, внимание, воображение; − знакомить с сенсорными эталонами; − развивать мелкую моторику рук; − активизировать словарь. Воспитательные: − воспитывать художественный вкус; − воспитывать чувство ответственности, коллективизма; − воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность; − вызывать положительные эмоции. Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда. 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. 2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. 4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений. 1.4 Планируемые результаты Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная) младшей группы относятся следующие показатели: − уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты, самостоятельно искать способы изображения в соответствии с создаваемым образом; выбирать способы и направления штриховки для рисунка; работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки); − составлять новые цветовые тона на палитре, сочетать один цвет с другим; − уметь лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка; − использовать некоторые приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание; − конструировать простыми формами; использовать доступные способы и приемы вырезания и обрывной аппликации; составляет изображения разных предметов из полос и вырезанных форм; правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали; выбирать из декоративно-прикладных материалов дымковские игрушки, матрешки. К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная) средней группы относятся следующие показатели: − конструировать из строительного материала (сооружать постройку, используя кубы, пластины, кирпичики, бруски), используя схемы для построек; анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение; − развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного; − формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение; − передавать образ ритмом, формой, цветом; − гармонично располагать предметы на плоскости листа; − развивать воображение, творческие способности; видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем); − знакомить с разнообразием изобразительных материалов; развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка; воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства; − замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства; − выделять средства выразительности в произведениях искусства; − дать элементарные представления об архитектуре; делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками; формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре. К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная) старшей группы относятся следующие показатели: − развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес; − развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства; выделять средства выразительности в произведениях искусства; воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т. д.; − развивать представления детей об архитектуре; − формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма; − знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи; − содействовать эмоциональному общению; развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности; развивать эстетические чувства; − создавать художественный образ; отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать. К ЦО (целевым ориентирам) в художественно-эстетическом развитии дошкольника выпускной группы относятся следующие показатели. 1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. 2. Способность выбирать свое творческое решение. 3. Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим. 4. Понимание чувства цвета. 5. Творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества. 7. Проявление творческих способностей. 8. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики). 9. Способность к волевым усилиям. 10. Проявление любознательности. 11. Склонность к наблюдению, экспериментированию. 12. Способность к принятию собственных решений. Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественнотворческие способности к изобразительной деятельности. Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений еще затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение темпа развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут. Продолжает развиваться речь, ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Основные разделы программы Рисование В понятие «рисование» включены занятия по графике и живописи. Специфика материалов позволяет распределить темы с использованием графических и живописных инструментов. В первом случае это будут карандаши, фломастеры, ручки, маркеры, мелки и т. д., во втором — кисти, краски (гуашь, акварель). Аппликация В понятие «аппликация» включены занятия с использованием бумаги и ножниц. Знакомясь с техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки силуэтного и контурного вырезания для создания плоскостных изображений. Следует отметить, что в этот вид деятельности включены занятия в технике мозаики, витража, которые имеют свою специфику выполнения. Но, учитывая, что их создание также основано на использовании бумаги, они проходят под видом «аппликация». Конструирование В понятие «конструирование» включены занятия с использованием неоформленных и полуоформленных материалов. Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бумы и т. д. Природные — опавшие листья, веточки, цветы, шишки и т. д. Лепка В понятие «лепка» включены занятия с использованием пластилина, глины, соленого теста. Возможные манипуляции с материалом позволяют получать объемные или плоскостные изображения. Декоративно-прикладное искусство В понятие «декоративно-прикладное искусство» включены занятия на основе народных промыслов (хохлома, дымка, гжель и т. д.). Эти занятия построены на использовании традиций народных умельцев по росписи и декору. 2.2 Содержание основных разделов программы Рисование Рисунок — разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. В отличие от живописи, рисунок исполняется преимущественно твердым красящим веществом (карандаш, сангина), как правило посредством штриха и линии. Язык графического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языком живописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линия, контраст черного и белого, а цвет имеет вспомогательное значение. Графика по сравнению с живописью допускает гораздо больше условностей. Художникграфик для своих работ использует такие материалы, как карандаш, восковые мелки, тушь, уголь, сангина, соус, фломастеры ,маркеры, ручки. Изображая что-либо, художник-график может ограничитьсявсего несколькими точными линиями, а может и тщательно проработать рисунок штриховкой или тушевкой, показав объемность предметов, материал. Живопись — один из главных видов изобразительного искусства. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, восковую, гуашевую, пастельную. Названия эти образованы от связующего вещества или от применяемых материально-технических средств, с помощью которых можно наиболее полно выразить идейно-творческий замысел художника. В дошкольном учреждении наиболее распространена живопись акварельюи гуашью. Акварель. Живописный прием акварелью — «по сырому». Перед началом работы бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного подсохнет, начинают писать акварельными красками. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Гуашь. Живописный прием гуашью — лессировка. Особенность гуашевых красок — перекрывание одного красочного слоя другим. Особенность приема заключается в последовательном нанесении красочного слоя, после того как предыдущий уже подсох. Для получения новых оттенков целесообразно использовать белила. Монотипия (моно... и греч. τυπος— отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которой приписывается итальянскому художнику и граверу Джованни Кастильоне (1607— 1665). Монотип — одна из простейших техник графики. Моно — от греческого «монос» — один. Тип — от греческого «тупос» — отпечаток. Отпечаток по этой технике получается только один раз. Неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру и отличается легкостью и мягкостью расплывчатых очертаний, сообщает ему особую прелесть. Изображения в этой технике с любым набором и сочетанием красок индивидуальны и зависят от настроения исполнителя. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке;полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Аппликация Аппликация (лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятым за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, природных материалов. Аппликационные изображения, выполненные из цветов, получили название флористика. Для творческих композиций вы можете использовать природные материалы — засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, травы. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с ним. Создание композиции заключено в специфике природного материала, который определяет основной рисунок. Под таким рисунком в аппликации подразумеваются плоскостная обобщенность формы и общая цветовая гамма. Аппликация может быть представлена по трем видам: − декоративная, объединяющая различные элементы украшения; − предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, животное, гриб, домик); − сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка в цветах, корзина с цветами). Эти три вида могут дополнять друга в различных сочетаниях. Декоративная аппликация — наиболее простой и доступный вид деятельности, даже для двухлетнего малыша. Поверхность каждого материала особенна и неповторима: мягкие листья, шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения, узоры, ребенок учится объединять различные материалы, декоративно преобразовывать заданные формы по законам ритма и симметрии. В декоративной аппликации наиболее характерна ленточная или центрально-лучевая композиция. В ленточном расположении отдельные элементы повторяются по горизонтали или вертикали. В центрально-лучевом расположении узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это могут быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник). Декоративная аппликация, которая основана насоздании новых, оригинальных комбинаций узора, подготавливает детей к более сложному этапу работы. Для предметной аппликации лучше всего отбирать материал, который задан большой формой. Наиболее удачно использовать листья разных растений. Можно использовать различные приемы их расположения и сочетания. Последовательность расположения на фоне будет следующая: сначала выбирается большой лист и закрепляется на фоне, а затем располагаются меньшие листья, которые передают характерные особенности аппликации. Например, форма листа дуба может напоминать фигуру причудливого человечка. Достаточно добавить маленький лист вяза — и у человечка появилась голова. Если расположить большой лист вяза горизонтально, то может получиться туловище рыбы, плавники которой — маленькие листочки тополя. Сюжетная аппликация ставит еще более сложные задачи. Вам потребуется соблюдать некоторые правила. Во-первых, подобрать природные материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету, фактуре. Возможны такие сочетания — листья и травы, ракушки и камушки, легкие крупные семена и чешуйки шишек. Во-вторых, необходимо выделить основные действующие лица сюжета. Главные персонажи выделяются размером, цветом, композиционным размещением среди других элементов. Например, в сюжете «Ежик в лесу» расположение деталей начинается с фигуры ежика. Его образ можно составить из листа вяза и семян ясеня. В-третьих, важно расположение деталей на фоне. Композиция может быть построена с учетом перспективы. В этом случае детали располагаются не в ряд. Все, что ближе, будет выглядеть больше, а то, что дальше, — меньше. Так, в той же композиции «Ежик в лесу»главное внимание обращено на ежика, который занимает центральное место. Изображения елок будут второстепенными, поэтому их можно расположить в верхней части фона и показать проще. И наконец, в-четвертых, это подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном. Цвет помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей. Это дает возможность широко использовать аппликацию нетолько в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформлении стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т. д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен. Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника работы по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, ткани, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует большого времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным. Мозаика — способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т. д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Вопервых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). Втретьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира. Витраж — термин витраж происходит от французского слова vitre (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т. д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Метод коллажа сыграл решающую роль в развитии искусства ХХ века. Конструирование Бумажная пластика — пластика (лат. plastica — лепка) — в искусстве способ формообразования. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Конструирование (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Бумажная пластика включает в себя разнообразные приемы работы с бумагой. По своему характеру бумажная пластика имеет сходство с игрой и изобразительной деятельностью — в ней также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования(постройки — для игры, поделки — для украшения). Бумажная пластика — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного объекта, соответствующего его функциональному назначению. На занятиях бумажной пластикой осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические, но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом и который ограничен использованием только складок«горкой» и «долиной». Данное ограничение означает невозможность многих сложных приемов. Развертка — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертеж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развертке сложнее складывания по традиционной схеме, однако данный методдает не просто информацию о том, как сложить модель, но и о том, как онабыла придумана. Лепка Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов (стеков и т. п.). Один из базовых приемов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда до произведений, близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники. Декоративно-прикладное искусство Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн как дисциплина стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн (англ. design — инженер-конструктор) — замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект и чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция. 2.3 Тематическое планирование Вторая младшая группа № занятия 1 2 3 4 1 2 3 Вид деятельности Тема Творческий замысел Цвета СЕНТЯБРЬ Рисунок — «Цветы для солнышка» Представить фактуру, форму цветов пластикой изобразительных Желтый, красный, оранжевый аппликация — материалов живопись Задачи: передать объем, красочность, фактуру цветов разными изобразительными материалами; закреплять навыки работы с бумагой, красками Рисунок — «Листочки» Представить линией, цветом характерные особенности формы листьев Красный, желтый, зеленый живопись — лепка Задачи: передать способы изображения листьев на основе контура и оттиска Рисунок — «Тучка» Представить выразительный образ тучки цветом, объемом Синий, белый бумажная пластика — живопись Задачи: передать формой объемное и плоское изображения тучки; развивать чувства цвета и формы Рисунок — «Птичка» Представить форму, окраску птиц, увиденных с натуры, разным Желтый, красный, черный, аппликация — изобразительным материалом белый, оранжевый, лепка Задачи: передать форму птицы на основе круга, треугольника; акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать линией форму птиц ОКТЯБРЬ Рисунок — «Корзиночка» Представить единство формы, цвета и декора в образе корзиночки Коричневый, зеленый, живопись — черный, оранжевый лепка Задачи: передать линиями фактуру прутьев, лозы для корзиночки; развивать наблюдательность, воображение Рисунок — «Мышки» Представить линией, цветом характерные особенности образа мышки Белый, черный аппликация — живопись Задачи: передать в живописи, аппликации пластичную форму мышки; развивать умение наблюдать форму, строение, движение Рисунок — «Клоун» Представить линией, цветом, формой характерные особенности портрета Оранжевый, красный, коллаж — клоуна. желтый, зеленый, живопись фиолетовый 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Рисунок декупаж мозаика Задачи: передать особенности строения лица (глаза, нос, рот) простой формой (круг) — «Колпачок для клоуна» Представить разные варианты объемного, плоского изображения колпачка — для клоуна на основе треугольника Оранжевый, красный, желтый Задачи: передать геометрические узоры силуэтом, линией (круг, квадрат, прямоугольник); совершенствовать навыки в работе с бумагой, краской НОЯБРЬ Рисунок — «Гуси-лебеди» Представить формы птиц в движении Белый, синий, желтый живопись — бумажная пластика Задачи: передать обобщенную форму птиц в движении на основе отпечатка ладошки и техникой «мятая бумага» Рисунок — «Мишка» Представить характерные особенности мишки цветом, фактурой Коричневый, белый, черный, аппликация — изобразительного материала желтый живопись Задачи: передать силуэтное изображение мишки, выполнять стилизованное изображение мордочки мишки красками, нитками Рисунок — «Котенок» Представить разные варианты изображения котенка на основе круга Белый, оранжевый, черный аппликация — живопись Задачи: передать в цвете, бумаге выразительный образ котенка (строение, пластика, характер) Рисунок — «Лисичка» Представить сказочность образа лисички линией и фактурой природных Красный, желтый, зеленый, аппликация — материалов черный дизайн Задачи: передать различие в величине и размере деталей туловища и головы лисички ДЕКАБРЬ Рисунок — «Елочки» Представить характерные особенности цвета, декора, формы елки Зеленый, синий, серебряный, живопись — белый аппликация Задачи: передать фактуру кроны, веток елки линиями, цветовыми пятнами Рисунок — «Зайчик» Представить линией, формой выразительность образа зайчика Белый, синий живопись — аппликация Задачи: передать общий контур зайчика; акцентировать внимание на натуре; развивать наблюдательность Рисунок — «Свечи» Представить линией, цветом эффект пламени свечи Красный, желтый, белый, живопись — серебряный, золотой аппликация Задачи: передать разными изобразительными материалами характерные особенности огня свечи Рисунок — «Колокольчики» Представить линий, цветом стилизованное изображение новогоднего Белый, синий, серебряный 1 2 3 1 2 3 4 1 декупаж — колокольчика аппликация Задачи: передать силуэтное изображение колокольчика линией, цветом ЯНВАРЬ Рисунок — «Узоры на окне» Представить линией, цветом элементы растительного узора Белый, синий, серебряный, витраж — голубой живопись Задачи: передать «морозность» узора на окне фактурой изобразительного материала (краски, бумага); отрабатывать приемы в работе с красками — «посырому», контурный рисунок; в работе с гофрированной бумагой — скручивание Рисунок — «Снежинки» Представить линией, цветом хрупкость и легкость снежинок Белый, синий витраж — живопись Задачи: передать изображение снежинок на основе линий, полосок Рисунок — «Снеговик» Представить объем и выразительность образа снеговика Белый, синий, аппликация — серебряный конструирование Задачи: передать объем и фактуру снеговика изобразительным материалом; акцентировать внимание на натуре ФЕВРАЛЬ Рисунок — лепка «Портрет папы» Представить линией, цветом выразительные особенности формы и Белый, синий, черный, — живопись характера портрета папы коричневый, красный Задачи: передать линией, цветом черты лица мужчины (папы) Рисунок — «Кораблики» Представить выразительные возможности линии и цвета в изображении Белый, синий, красный аппликация — разных корабликов живопись Задачи: передать особенности изображения корабликов сочетаниями разных фигур (квадрат, прямоугольник, круг) Рисунок — «Листочки под снегом» Представить цветом и линией контура выразительность растительных Белый, зеленый живопись — узоров дизайн Задачи: передать специфику рисунка листьев деревьев (береза, осина, тополь) на основе круга; акцентировать внимание на натуре Рисунок — «Дым из трубы» Представить легкость, воздушность дыма в морозный день Белый, коричневый, синий живопись — конструирование Задачи: передать фактурой и техникой изобразительного материала форму дыма (скрученная бумага, завитушки, дуги) МАРТ Рисунок — «Весеннее платье» Представить декоративность весеннего платья растительным узором Желтый, зеленый, синий, живопись — фиолетовый, красный, аппликация оранжевый 2 3 4 1 2 3 4 1 2 Задачи: передать ажурность украшения для платья; развивать воображение Рисунок — «Солнечные цветочки» Представить красочное оформление для солнечных цветов Белый, желтый, синий, бумажная розовый, зеленый пластика — декупаж Задачи: передать цветом, оттиском ладошки форму цветов Рисунок — «Бантики» Представить декоративность бантика фактурой материала и цвета Белый, розовый, желтый, аппликация — зеленый живопись Задачи: передать разные варианты оформления бантиков («примакивание», «мазок», «рваная бумага», «мятая бумага») Рисунок — «Неваляшки» Представить линией контура характерные особенности внешнего вида Белый, оранжевый, красный, живопись — неваляшки зеленый, желтый, синий аппликация Задачи: передать форму и декоративность неваляшки; развивать воображение АПРЕЛЬ Рисунок — «Курочка» Представить линией, фактурой материала образ курочки Белый, красный, желтый, аппликация — зеленый живопись Задачи: передать характерные особенности образа курочки оттиском ладошки Рисунок — «Цыплятки» Представить выразительность образа цыпленка линией, формой Белый, красный, желтый, аппликация — зеленый живопись Задачи: передать характерные особенности образа цыпленка изобразительными техниками Рисунок — «Пушистые веточки» Представить выразительность веток вербы линией, формой Белый, кремовый, розовый, коллаж — коричневый, зеленый живопись Задачи: передать эффект «пушистости» почек вербы техникой изобразительного материала Рисунок — «Сладкие кексики» Представить фактуру, цвет кекса изобразительными материалами Белый, коричневый, желтый аппликация — живопись Задачи: передать форму кексов разными изобразительными приемами (оттиск пальчиками, ладошкой) МАЙ Рисунок — «Поросята на траве» Представить формой, цветом обобщенный образ поросенка Белый, черный, желтый, аппликация — зеленый живопись Задачи: передать внешний вид поросенка на основе изобразительных техник (отпечаток пальчиками, «рваная бумага») Рисунок — «Весеннее небо» Представить цвет весеннего неба (утром, днем, вечером) Белый, синий, желтый живопись — 3 4 аппликация Задачи: передать эффект солнечности весеннего неба разными изобразительными приемами Рисунок — «Смешные букашки» Представить стилизованный образ маленьких букашек аппликация — лепка Задачи: передать изображение букашек разными изобразительными приемами Рисунок — «Мячик» Представить разные украшения мячика аппликация — дизайн Задачи: передать форму, цвет, декор мячика; выделять в украшении элементы декора Черный, красный, желтый, зеленый, белый Зеленый, красный желтый, синий, Средняя группа № занятия 1 2 3 4 Вид деятельности Тема Творческий замысел Цвета СЕНТЯБРЬ Рисунок — «Солнышко» Представить выразительность образа солнышка цветом Красный, желтый, оранжевый живопись — бумажная пластика Задачи: передать форму солнца, сочетая разные приемы («от пятна», мазок, «рваная бумага», «мятая бумага»); развивать воображение Рисунок — «Солнечный дворец» Представить цветом и формой символический образ Солнечного дворца Золотой, желтый живопись — аппликация Задачи: передать общую конструкцию дворца; соединять отдельные детали для получения целого изображения Рисунок — «Красивые цветы» Представить форму, строение и цвет растений с натуры Синий, красный, желтый, живопись — зеленый коллаж Задачи: передать разные способы изображения цветов (линия, пятно); акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, строение цветов Рисунок — «В лесу» Представить стилизованные формы для кроны деревьев мозаика — аппликация Задачи: передать форму кроны деревьев, сочетая разные фигуры (круг, овал); развивать воображение, фантазию Зеленый, желтый 1 2 3 4 1 2 3 4 ОКТЯБРЬ Рисунок — «Петушок» Представить пластичность образа петушка линией и цветом Белый аппликация — бумажная пластика Задачи: передать стилизованное изображение петушка; развивать наблюдательность, воображение Рисунок — «Ветка рябины» Представить строение ветки рябины с натуры Оранжевый, красный, желтый лепка — живопись Задачи: передать форму листьев, ягод на основе овала и круга; акцентировать внимание на натуре, стараясь максимально передать изобразительными материалами цвет, размер, форму листьев и ягод Рисунок — «Березки» Представить единство формы, цвета и декора в образе березки Белый, черный бумажная пластика — мозаика Задачи: передать характерные особенности ствола, коры дерева приемами («сухая кисть», «рваная бумага») Рисунок — «Лошадка» Представить силуэтом стилизованное изображение лошадки Белый, черный аппликация — живопись Задачи: передать стилизованный образ лошадки; закреплять понятия «силуэт», «контур» НОЯБРЬ Рисунок — «Птички» Представить линией, силуэтом характерную особенность образа птиц Белый, черный аппликация — живопись Задачи: передать упрощеннее пропорции птиц; развивать наблюдательность Рисунок — «Теремок» Представить линией, цветом характерные особенности образа деревянного Коричневый, желтый, белый аппликация — дома (избы) лепка Задачи: передать различие форм (линией, цветом, объемом) по величине и положению — вертикальному и горизонтальному Рисунок — «Большая машина» Представить разные изображения грузовика на основе общего силуэта Белый, красный, черный аппликация — бумажная пластика Задачи: передать в конструировании из бумаги способы получения круга, прямоугольника и квадрата; дать основные понятия, определения в областитранспорта (грузовая машина) Рисунок — «Ежик» Представить линией контура защищенность ежика острыми колючками Серый, белый, зеленый мозаика — коллаж Задачи: передать обобщенный силуэт ежика с последующей детализацией; развивать воображение 1 2 3 4 1 2 3 Рисунок мозаика живопись — — «Нарядная елка» ДЕКАБРЬ Представить характерные особенности строения елки Зеленый, светло-зеленый Задачи: передать цвет, пропорции, форму елки разными изобразительными приемами (линией, мазком, штрихом); развивать эстетическое восприятие, чувство ритма Рисунок — «Шапка Деда Мороза» Представить характерные особенности цветаи формы головного убора Деда Красный, белый бумажная Мороза в разных изобразительных техниках пластика — аппликация Задачи: передать линией, цветом форму и декор головного убора, закреплять навыки в работе с красками, бумагой, пастелью (рисунок плоскостьюкисти) Рисунок — «Шарики» Представить разные варианты украшения новогодних шариков Золотой, серебряный, живопись — красный, желтый, синий, витраж зеленый Задачи: передать движение линии по окружности; умение вырезать из бумаги круг по контуру; подбирать и сочетать цвета для декоративного украшения Рисунок — «В новогоднем городе» Представить сюжетную композицию на основе силуэтов домов Черный, белый, серый, бумажная фиолетовый, синий пластика — коллаж Задачи: передать силуэты зданий разной формы, как одночастные, так и состоящие из нескольких частей; совершенствовать навыки работы в техникеколлажа, бумажной пластике, познакомить со способом силуэтного вырезания (складывание бумаги пополам) ЯНВАРЬ Рисунок — «Снеговики» Представить особенности соединения фигур (кругов) в изображении Белый, синий живопись — снеговика коллаж Задачи: передать в рисунке, живописи, аппликации различие форм по величине; самостоятельно смешивать краски и получать новые цвета Рисунок — «Льдинки» Представить цветом и формой изображения льдинок Белый, синий, фиолетовый, живопись — голубой, желтый мозаика Задачи: передать в расположении льдинок характерные детали формы и цвета: проводить прямые линии в разных направлениях Рисунок — «Зимние домики» Представить геометрическую основу здания (треугольник, квадрат, Белый, синий, фиолетовый, лепка — прямоугольник) серебряный бумажная пластика 1 2 3 4 1 2 Задачи: передать форму строения, закреплять навыки владения графическим материалом, техникой «бумажная пластика», пластилином ФЕВРАЛЬ Рисунок — «Маленький автобус» Представить разные вариации изображения автобуса на основе общего Красный, оранжевый, бумажная силуэта желтый, зеленый, белый пластика — живопись Задачи: передать в материале характерные особенности изображения автобуса, используя разные графические приемы: обводка силуэта, сплошнаялиния контура, на основе прямоугольника Рисунок — «Березки» Представить разные варианты изображений стволов берез на основе линий и Белый, синий, черный, бумажная точек серебряный пластика — коллаж Задачи: передать в материале образы деревьев прямыми, вертикальными линиями, ветки — штрихами; упражнять в приемах рисования кистью (всей плоскостью, кончиком, примакиванием); складывать бумагу и вырезать полоски по линии сгиба Рисунок — «Фонарики» Представить эффект света фонаря разным изобразительным материалом Белый, черный, желтый, витраж — оранжевый, золотой живопись Задачи: передать в работе с гуашью изобразительные приемы (рисунок кончиком кисти), заполнение цветом (пятно), отдельные мазки (примакивание); закреплять навыки в работе с пластилином и бумагой (техника «рваная бумага») Рисунок — «Усатый-полосатый» Представить характер, настроение тигренка фактурой материала Оранжевый, коричневый, живопись — черный аппликация Задачи: передать форму, пластику тигра линией, пятном; закреплять навыки работы с красками (рисунок «от пятна», пастелью (растушевка), бумагой(техника «рваная бумага»)) МАРТ Рисунок — «Мимоза» Представить разные варианты изображения ветокмимозы на основе линий и Желтый, оранжевый, золотой, аппликация — точек зеленый живопись Задачи: передать форму, строение, цвет (ветки мимозы); закреплять графические навыки (рисунок кругов, штрихов), живопись «по сырому», технику«рваная бумага», «мятая бумага» Рисунок — «Добрая мама» Представить линией, цветом в портрете мамы характерные черты, Белый, оранжевый, красный коллаж — пропорции, настроение живопись Задачи: передать нежный цвет лица (смешение красок), особенности женского портрета (гибкие, мягкие линии); развивать зрительную память, воображение 3 4 1 2 3 4 1 Рисунок — «Бумажный цветок» аппликация — живопись Представить линией, цветом выразительность образа весенних цветов Белый, розовый, лимонный, сиреневый, салатный Задачи: передать сюжетный рисунок цветов; развивать графические навыки (рисунок кругов, завитушек, штрихов), приемы «сухая кисть», примакивание, технику «рваная бумага», «мятая бумага» Рисунок — «Солнце за Представить эффект солнечных лучей на фонетемных силуэтов деревьев Желтый, оранжевый, золотой, витраж — деревьями» белый, черный живопись Задачи: передать сюжетный рисунок; закреплять умения, навыки в работе с пастелью (растушевка, смешение цветов), с гуашью (создание цветовогопятна) в работе с бумагой («мятая», «рваная») АПРЕЛЬ Рисунок — «Радуга» Представить эмоциональное звучание семи цветов радуги: показать, с чем Красный, оранжевый, аппликация — ассоциируется каждыйцвет желтый, зеленый, голубой, живопись синий, фиолетовый Задачи: передать в графике, живописи художественные приемы (рисунок дуги плоскостью, кончиком кисти); развивать ассоциативное восприятие цвета Рисунок — «Ракета» Представить эффект огненного пламени свойствами разных материалов Красный, оранжевый, аппликация — желтый, синий, серебряный, коллаж фиолетовый Задачи: передать цветовой оттиск в технике монотипии; развивать умение наблюдать форму, строение, цвет ракеты; закреплять графические навыки(рисунок линий, штрихов, кругов); знание живописного приема «цветовое пятно»; техники «рваная бумага», «мятая бумага» Рисунок — «Ледоход» Представить движение льда на воде линиямии цветовыми пятнами Белый, синий, серебряный, мозаика — голубой, сиреневый живопись Задачи: передать разные виды линий (тонкие, широкие, волнистые, закругленные) в графике, аппликации, бумажной пластике; самостоятельно компоновать сюжетный рисунок Рисунок — «Верба» Представить разным изобразительным материалом образ тонких, нежных Белый, черный, желтый, аппликация — веток вербы золотой коллаж Задачи: передать строение веток вербы прямыми линиями в разных направлениях; закреплять умение составлять узор, используя линии, точки; развивать навыки композиционного решения рисунка МАЙ Рисунок — «Одуванчики» Представить эффект солнечного цветка одуванчика цветом, фактурой Желтый, лимонный, золотой, живопись — изобразительного материала белый, зеленый аппликация Задачи: передать образ цветов одуванчиков в графике (штрихи, линии), аппликации (вырезание «бахромой»), живописи (техника «по сырому»); самостоятельно компоновать сюжетный рисунок 2 3 4 Рисунок витраж живопись — — Салют весне! Представить выразительность мерцания огней салюта Золотой, серебряный, желтый, синий, красный, белый, черный Задачи: передать в сюжетном изображении обобщенный образ огней салюта; развивать графические навыки (рисунок кругов, завитушек, штрихов);закреплять прием «сухая кисть», технику «рваная бумага», «мятая бумага» Рисунок — «Кораблик» Представить стилизованный образ кораблика с парусом Белый, оранжевый, синий, аппликация — черный, зеленый бумажная пластика Задачи: передать образ кораблика от отдельных частей к целому (основание — трапеция, полукруг, мачта — линия, парус — треугольник, труба - прямоугольник) Рисунок — «Дома и мосты» Представить форму домов и мостов на основе силуэтного контурного Красный, оранжевый, аппликация — изображения желтый, зеленый, белый, живопись черный Задачи: передать силуэтное изображение мостов, домов общим контуром; закреплять навыки работы кистью (плоскостью, кончиком), в технике «по сырому»; составлять аппликацию из готовых форм с последующей доработкой в технике «рваная бумага», «мятая бумага» Старшая группа № Вид Тема Творческий замысел Цвета занятия деятельности СЕНТЯБРЬ 1 рисунок – «Цветной совершенствовать навыки линейного рисунка, понимания пропорций и красный, желтый, синий коллаж - калейдоскоп» цветовой композиции живопись Задачи: развивать навыки составления цветовой композиции 2 рисунок – «Море» учить понимать красоту и выразительность материалов в изображении моря синий, голубой, фиолетовый, коллаж (мягкость бархатистой пастели, текучесть прозрачной акварели, пластичность зеленый живопись бумаги) Задачи: создать сюжетную композицию из готовых форм (вырезки из журналов), закреплять понятие «холодные цвета». Развивать композиционные навыки составления цветовой гаммы. 3 рисунок – «Кораблик» познакомить и показать, как передать в материале конструктивные особенности желтый, коричневый, синий, аппликация – строения формы кораблика красный бумажная пластика Задачи: учить передавать характерные особенности кораблей контуром, объемом (конструирование из бумаги), силуэтом; развивать чувство формы и композиции – «Городские 4 рисунок создать выразительный образ вороны линией, цветом серый, черный аппликация - птицы» лепка Задачи: формировать понятия о целом и его частях на примере изображения вороны ОКТЯБРЬ 1 рисунок – лепка «Белоснежные передать линией и цветом единство формы, пластичность образа березки белый - живопись стволы» (объемное, плоскостное изображение) Задачи: научить рисовать линиями ствол березки. Передать штриховкой характерные особенности коры дерева. Обозначить линиями сердцевидную форму листьев 2 рисунок – «Дары осени – передать характерные особенности фруктов, ягод, овощей фактурой разного красный, желтый, синий, аппликация - овощи» изобразительного материала (пастель, бумага, пластилин) оранжевый, фиолетовый, лепка бордовый, лимонный 3 «Дары осени – фрукты» Задачи: учить передавать пропорции, объем, цвет, форму фруктов, овощей 23 – «Портрет изучать форму, строение и цвет гриба, повторять их образы в разном материале желтый, зеленый, красный, 4 рисунок аппликация - гриба» (пастель, бумага, пластилин) белый, черный лепка Задачи: показать разные способы изображения грибов (линия, пятно). Акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, строение грибов НОЯБРЬ – учить предавать линией, цветом характерные особенности дымковской игрушки красный, желтый, зеленый, 1 рисунок «Водоноска» аппликация (барышни с ведрами) черный, белый живопись Задачи: закреплять умения выделять характерные особенности дымковской игрушки и предавать их в разных изобразительных материалах 2 рисунок – «Шляпки для передать выразительность образа шляпки феи Осени с помощью характерных красный, оранжевый, желтый, коллаж - феи Осени» атрибутов (ягоды, грибы, фрукты, листья) зеленый живопись Задачи: создать декоративную композицию на основе природных форм, закреплять понятие «теплые цвета». Развивать композиционные навыки в составлении цветовой гаммы. Учить передавать особенности женского портрета гибкими, мягкими линиями 3 рисунок – «Воздушный передать различие форм украшений, выразительные возможности линий черный, красный, оранжевый, живопись – шар» желтый, зеленый, синий бумажная пластика Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка, пропорций и цветового решения 4 рисунок – «Тучи закрыли передать цветом и формой ритм пятен (туч) белый, синий, черный, аппликация - солнце» фиолетовый, желтый, живопись оранжевый Задачи: учить смешивать цвета для получения темных оттенков. Формировать первичные живописные навыки ДЕКАБРЬ 1 рисунок – «Птички на передать в материале особенности формы, строения, окраски птиц красный, желтый, оранжевый, аппликация - ветке рябины» зеленый живопись Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка в изображении ветки дерева (рябины). Учить ритмическому изображению птиц на ветке рябины 2 рисунок – «Разноцветные передать выразительность образа кошки разными изобразительными белый, красный, оранжевый, аппликация - кошки» материалами желтый, зеленый, синий, живопись черный Задачи: развивать способности к формообразованию (линией, объемом). Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи – 3 рисунок «Волк и лиса» передать линией, силуэтом характерную особенность образов волка, лисы белый, оранжевый, черный 24 4 1 2 3 1 2 3 аппликация живопись Задачи: знакомить с пропорциями животных, учить анализировать их. Учить изображать животных гибкими и легкими линиями рисунок - лепка «Дед мороз» передать характерные особенности цвета и формы наряда Деда Мороза в разных красный, золотой, белый - живопись изобразительных техниках Задачи: учить передавать линией, цветом форму наряда. Закреплять навыки работы с красками, пластилином, фломастерами (рисунок плоскостью кисти, «барельеф», «штрих») ЯНВАРЬ рисунок – черный, зеленый, темно «Танец елок» создать образ сказочной елки, составленной из мелких и крупных форм живопись зеленый, светло зеленый, квилинг синий, голубой, желтый Задачи: учить передавать образ елки разными линиями – тонкими, широкими, ломкими, волнистыми. Учить анализировать форму строения елки рисунок – «Наряд для создать цветовое решение наряда Зимушки – Зимы, используя праздничное белый, серебряный, синий, коллаж - Зимушки – Зимы» сочетание белого платья с яркими цветовыми пятами и элементами росписи фиолетовый живопись Задачи: познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. Закреплять композиционные навыки составления узора для платья Зимушки Зимы рисунок – «Метель» передать линией, цветом, формой характерные особенности природного явления белый, синий, фиолетовый, бумажная - метели серебряный пластикаживопись Задачи: закреплять графические навыки (рисунок разных линий). Формировать умение рисовать гуашью в определенной последовательности: контур (рисунок кончиком кисти), отдельные мазки (примакивание). Закреплять навыки в работе с бумагой (скручивание, рваная бумага) ФЕВРАЛЬ рисунок – «Пешеходы» показать разные варианты изображения фигуры человека в движении красный, желтый, зеленый аппликация коллаж Задачи: закреплять знания о пропорциях фигуры человека, характерном соотношении частей фигуры человека и их передаче в разном изобразительном материале (фломастер, бумага) рисунок – «Машина с передать образ машины с краном сочетанием разных геометрических фигур красный, зеленый, желтый, аппликация - краном» синий, черный, коричневый живопись Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка, соблюдение пропорций в изображении машины. закреплять навыки рисования рисунок – «Отважные зеленый, синий, коричневый, передать в разных техниках обобщенный, стилизованный образ солдата 25 4 1 2 3 4 1 аппликация - солдатики» красный, желтый, белый живопись Задачи: учить анализировать пропорции фигуры человека и их передачу в графике, аппликации, живописи. Знакомить с жанрами в изобразительном искусстве (батальный и исторический) рисунок – «Вертолет и выполнить модели самолета или вертолета на основе геометрических фигур белый, синий, черный, аппликация – самолет» (овал, прямоугольник) фиолетовый, серебряный бумажная пластика Задачи: учить анализировать форму, цвет, пропорции вертолета, самолета. Совершенствовать графические умения и навыки. Закреплять приемы работы с бумагой (скручивание, сгибание, складывание) МАРТ рисунок – Открытка красный, розовый, белый, учить изображению нарядной открытки в разных техниках коллаж – «Сердечко» золотой бумажная пластика Задачи: учить видеть многообразие форм и видов открыток. Учить передавать графическое изображение, конструировать из бумаги формы сердечка рисунок – «Нарциссы и изучать природные формы на примере образа цветов нарцисса и тюльпана желтый, оранжевый, декупаж - тюльпаны» малиновый, белый, зеленый аппликация Задачи: передать характерные особенности строения растений линией, цветом. Закрепить навыки в работе с изобразительным материалом: пластилином (растирание пальчиком), бумагой (симметричное вырезывание, по контуру) рисунок – «Рыбки в учить изображению рыб с разными характером пропорций (например, длинный белый, синий, серебряный, живопись - пруду» хвост и маленькое туловище; маленькое тело, плавники, хвост) голубой, сиреневый лепка Задачи: учить изображать разные виды линий (тонкие, широкие, волнистые, закругленные) в графике, живописи, лепке. Учить самостоятельно компоновать сюжетный рисунок рисунок – «Матрешка» передать линией, цветом детали украшения матрешки, характерные для белый, черный, красный, аппликация народного творчества желтый, оранжевый, зеленый, живопись синий Задачи: учить составлять из бумажных заготовок силуэт матрешки, передавать черты лица простыми линиями (круг, дуга, линия) АПРЕЛЬ рисунок – «Солнечные золотой, белый, желтый, передать цветом эффект освещенности, солнечного света мозаика - лучики» лимонный живопись 26 2 3 4 1 2 3 4 Задачи: закреплять навыки в работе с красками (смешивание двух и более цветов). Учить определять изменение цвета и различать цветовой тон. Учить составлять сюжетную композицию в технике «мозаика» рисунок – «Космонавт» передать выразительность фигуры человека в скафандре с помощью разных белый, серебряный, голубой аппликация изобразительных материалов живопись Задачи: научить передавать линией форму скафандра в рисунке, бумажной пластике. Учить понимать основные пропорции фигуры человека и их изменчивость в одежде (скафандре) рисунок – «Рыба – кит» создание декоративного, сказочного образа рыбы –кита линией, цветом золотой, серебряный витраж живопись Задачи: научить детей создавать «сказочный» орнамент в рисунке, мозаике. Закреплять графические навыки (рисование прямых, волнистых линий, штрихов, геометрических фигур) рисунок – «Пасхальный выполнение сюжетной композиции по пасхальным мотивам с использованием желтый, зеленый, красный, декупаж - натюрморт» элементов посуды белый, золотой, оранжевый живопись Задачи: учить составлять натюрморт из простых предметов. Закреплять навыки декоративного рисования, рисования с натуры предметов МАЙ рисунок – передать характерные особенности натуры (ветки сирени); форму цветов, фиолетовый, сиреневый, «Сирень» аппликация строение ветки и листьев, их цвет белый, зеленый живопись Задачи: учить передавать характерную форму и цвет веток сирени при изображении с натуры. Закреплять умения смешивать и получать новые цвета красок (сиреневую, темно-фиолетовую, бледно-фиолетовую). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа рисунок – «Зеленая показать разные изображения лягушки на основе общего силуэта желтый, зеленый, белый аппликация – лягушка» живопись Задачи: научить рисовать лягушку, используя разные графические приемы: обводки силуэта, сплошная линия контура, на основе овала. Развивать наблюдательность и зрительную память. рисунок – «Веселый передать конструкцию сложной формы (паровоз), состоящую из нескольких черный, белый, красный, аппликация - паровозик» геометрических фигур желтый, зеленый живопись Задачи: закреплять умения вырезать разные геометрические фигуры и составлять из них целое изображение. Учить рисовать (по частям, на основе целой фигуры) поезд рисунок – «Бабочка» передать выразительность образа бабочек линией и формой красный, желтый, оранжевый, бумажная зеленый, голубой, синий, 27 пластика фиолетовый, золотой, черный живопись Задачи: учить наблюдать форму, строение, окраску бабочек. Выделять в рисунке, аппликации характерные черты персонажа (величину, пластику) 1. 2. 3. 4. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Учебно-методическое обеспечение программы Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество / А. А. Грибовская. —М.: Просвещение, 2004. Авторская парциальная программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский. —Ярославль: Академия развития, 2002. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников / И. В. Тюфанова. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. 3.2 Перечень материально-технического обеспечения, оборудования помещений для реализации Программы ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Демонстрационный материал: Хохлома (ложки деревянные, стаканы, ладьи, подносы, самовар расписной, миски деревянные); Дымковские игрушки (Барыня, козлик ,олень, пастушок в лодке); Демонстрационный набор «Дымковская игрушка»; Демонстрационный набор «Хохлома»; Демонстрационный набор «Городец»; Изделия народных мастеров по резьбе по дереву, чеканки, Полхов- Майдан, лубяные изделия, изделия из бересты, соломки, глины, фарфора, стекла, керамики. Раздаточный материал: наборы по 15 шт. Пластилин; Краски акварельные; Гуашь; Доски для лепки; Стеки, тряпочки, кисти для рисования, клеевые кисти, фломастеры, цветные и простые карандаши грифельные, уголь, пастель; Бумага цветная (двухсторонняя, обычная) А4, А3; Бумага белая А 4; Картон двухсторонний А 4; Подставки для канцелярии; Палитры, подставки; Карандаши цветные, простые. Мелки восковые; 28 ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Угольные мелки; Пастель; Различные фигурные дыроколы (креативный панч); Самоклеющаяся бумага; Двухсторонний скотч; Степлеры; Гофрирователь для бумаги. Природный материал: шишки, косточки и семена плодов и ягод, скорлупа орехов, крупы. 3.3 Работа с педагогами и родителями Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т. к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурнообразовательного пространства«детский сад — семья». Данная цель реализуется через следующие задачи: − установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; − объединить усилия для развития и воспитания детей; − создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; − активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; − поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей творческого развития ребенка, порой завышают или занижают планку творческих возможностей ребенка. Успех в этом творческом процессе зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. 29 Проблема вовлечения родителей в единое творческое пространство детского развития в ДОО решается по двум направлениям: - первое направление включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги могут организовать индивидуальные беседы, консультации родителей, передачу необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток. Очень эффектно могут выглядеть современные папки-файлы с творческими заданиями, темами, родительский дайджест «Страна творчества», оформленные фотовыставки, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование. Такая информация поможет педагогу узнать о творческом потенциале самих родителей, их увлечениях, личностных качествах; - второе направление — включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников творческого пространства. С этой целью можно запланировать разные формы общения: родительский клуб, «Мамина школа», «Папина мастерская», «Бабушкины секреты» (копилка народного наследия), творческие семейные клубы по интересам «В гостях у семьи...», художественные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, виртуальные игры, праздники. Тематические мероприятия: − «Осенние ярмарки», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Мастерская Деда Мороза», «Папина мастерская», «Мамина школа», «Бабушкины секреты»; − фотовыставки: «В гостях у семьи...», «Семейные традиции», «Наши герои»; − семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных, художественных представлений; − мастер-классы «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись дымковских игрушек», «Хохломские росписи»; − конкурс авторских игрушек «Русский сувенир»; − мастер-класс для педагогов и детей «Золотые ручки»; − «Рукодельница» (родители шьют костюмы для праздников своим детям). 30 31 32