Паспорт предметно-пространственной развиивающей среды ДОУ.

ПАСПОРТ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ХОРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»»

адрес: РБ, села Хоринск, ул. Промышленная,28

1

Содержание

1

Нормативно-правовая база

3

2

Основные принципы организации развивающей предметнопространственной среды (РППС) ДОУ

4

3

Модель РППС с учетом принципа зонирования группового
пространства

6

4

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

8

5

План преобразования имеющейся РППС в соответствии с ФГОС ДО и
ФОП ДО на период 2023– 2025уч.года

12

2

Нормативно-правовая база
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Хориснкий детский
сад «Ромашка» разработан в соответствии с:
•
Концепцией содержания непрерывного образования от 17.06.2003 (утверждена
Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования
РФ)
•
Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от
02.07.2013;
•
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
•
письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от
28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
•
психолого-педагогическими требованиями Минобр РФ:
- письмо Минобр РФ №035146ин/1403 от 15.03.2004 «О направлении Примерных требований к
содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
- Письмо Минобр РФ №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психологопедагогической ценности игр и игрушек»
•
Требованиями безопасности:
- ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с
изменениями)
- ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний.
Механические и физические свойства»
• Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2)
РППС ДОУ организована на основе использования:
Образовательной программой дошкольного образования
- адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с
нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева);
Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего
воспитания и обучения дошкольников для глухих детей (учебно-методический комплект)
- парциальной программой речевого развития дошкольников «Обучение грамоте детей
дошкольного возраста» Н.В. Нищевой;
- парциальной программой «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А., Новоскольцевой;
- парциальной программой «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

2. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной
среды (РППС) ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и
инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Цели организации (РППС ДОУ):
•
обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала
пространства;
•
обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и
взрослых;
•
обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.
РППС должна обеспечивать и гарантировать
•
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей
•
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в
образовательную деятельность
•
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми
•
создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющие различные
возможности здоровья
•
построение вариативного развивающего образования с возможностью выбора
детьми материалов, видов активности, участников взаимодействия.
РППС выполняет функции:
•
обучающую
•
развивающую
•
воспитывающую
•
стимулирующую
РППС ДОУ построена на следующих принципах:
1)
насыщенность;
2)
трансформируемость;
3)
полифункциональность;
4)
вариативность;
5)
доступность;
6)
безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем, которые обеспечивают:
➢
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
➢
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
➢
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
4

➢

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные
составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные
материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и
оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее
элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

5

3. Модель РППС с учетом принципа зонирования группового пространства

•
«Речевой
центр»
•
«Книжный
центр»
•
Центр
художественного
творчества
•
Центр
речевого
и
креативного
развития
•
Центр
сенсорного
развития
•
Центр
моторного
и
конструктивного
развития

• «Центр природы и
экспериментирова
ния»
• «Центр
конструирования»,
• «Центр
безопасности»
• Центр сенсорики и
математики»
• Центр

патриотического
воспитания

•

Центр
уединения

• «Центр двигательной активности»,
• «Музыкальный центр»
• Центр театрализованной деятельности»,
• «Центр мы играем»
• Центр интеллектуальных игр

6

Согласно данной модели, пространство группового помещения может быть разделено на
три части:
рабочая зона – включает легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол, или
большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на колесиках);
изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы; объекты для
экспериментирования (в том числе песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые
материалы;
активная зона –включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и
легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе напольные
тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры;
крупные напольные конструкторы;
спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер,
один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка
художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями; книги познавательного
характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативнознаковые материалы; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.
На подвижных границах между зонами:
крупные универсальные, легко перемещаемые игровые маркеры пространства,
разнообразные ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули – между спокойной и
активной зонами;
между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с легким оборудованием
для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;
между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми и
правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач
момента, должны область возможностью изменяться по объему – сжиматься или расширяться,
то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона при необходимости
могла вмещать всех желающих.
Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими
(смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для
разного рода активности.

7

МОДЕЛЬ РППС по образовательным областям и центрам активности
в МБДОУ «Хориснкийй детский сад «Ромашка» в группах
Образовательные области
Познавательное
развитие

Речевое
СоциальноХудожественно-эстетическое
развитие
коммуникативное развитие развитие
Зонирование по центрам активности (по видам деятельности)

Экологический
центр

Речево
й центр

Игровой центр

Патриотический
центр
Математический
центр
Центр
интеллектуальных
игр

Литера
турный
центр

Уголок уединения,
релаксации
Уголок дежурства
Конструктивный
центр

Дополнительно:
Уголок Коллекций
Уголок «Мини-музей»
Уголок «Макеты»

Центр безопасноти и
дорожного движения
Семейный уголок
Оборудование, игрушки, пособия
8

Физическо
е развитие

Центр искусства и
Спортворчества
тивный
(изобразительная
центр
деятельность)
Театрализованный центр
Центр
здоровья
Музыкальный центр

4. Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Помещение ДОУ
Групповые
помещения

Центры развития
Центр «Мы играем»
Центр уединения
Центр безопасности
Центр патриотического воспитания
Центр «Умелые руки»
Речевой центр
Центр природы и экспериментирования
Центр математики
Центр сенсорики
Книжный центр
Центр театрализованной деятельности

Групповые
помещения
Музыкальноспортивный зал
Спортивная площадка
Групповые
помещения
Музыкальноспортивный зал

Центр двигательной активности в групповом помещении

Групповые
помещения

Центр конструирования

Группы
компенсирующей
направленности
Кабинет учителялогопеда
Кабинет педагогапсихолога
Территория ДОУ

Центр двигательной активности в музыкально-спортивном зале
Центр двигательной активности на спортивной площадке
Музыкальный центр в групповом помещении
Музыкальный зал

Центр художественного творчества
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда
Центр педагога-психолога в кабинете
Центр педагога-психолога в групповом помещении
Прогулочные участки
Центр безопасности
«Зеленая зона»
Спортивная площадка

9

Примерное наполнение центров
Центры
развития
Центр
«Мы
играем»

Оснащение
➢ Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей
➢ Игрушки транспортные разного вида и назначения (легковые, грузовые,
автофургоны, пожарная, скорая помощь и т. д.)
➢ Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и
т. д.)
➢ Дидактическая кукла (ростом 40-50 см) - кукла, снабженная всеми предметами
нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также
аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.)
➢ Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат, моряк,
повар и др.)
➢ Набор посуды, соответствующий размеру куклы
➢ Игрушки, выполненные в народном стиле
➢ Многофункциональные ширмы
➢ Модули-макеты игрового пространства
➢
«Кукольный уголок»:
Комната(для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель;
атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды,
соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с
героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы
мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50 см),
с подвижными частями тела - мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенкамладенца (голыши); куклы-животные из пушистых тканей; коляски для кукол
Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с
постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло,
пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными
принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с
комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для куколмальчиков и кукол-девочек
Кухня(для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф
для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик
и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше)
Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол,
тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик),
пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник,
щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д.
➢ «Прачечная»: гладильная доска, утюжки
➢ «Парикмахерская или салон красоты»(для игровых действий, игры с
куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума),
игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки)
➢ «Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика,
картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры;
сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные,
матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.)
➢ «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные
фонендоскоп, градусник и т. д.
➢ «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток,
отвертки, насос, шланг.
➢
10

➢ «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д.
(игрушечные)
➢ «Моряки» (штурвал, матросские шапочки, бинокли, флажки)
➢ «Космонавты» (шлемы, пульты передач)
➢ «Телестудия» (микрофоны, ширмы)
➢ «Редакция газеты/журнала» (бумага, «печати», карандаши, шариковые ручки)
➢ «Школа» (школьные принадлежности, ранец)
➢ «Кафе»( посуда, столы, стулья, меню, касса, деньги)
➢ «Гипермаркет» (муляжи продуктов, коробки, касса, деньги, одежда для
продавцов, витрины)
➢ «Экскурсионное бюро» (экскурсионные буклеты, слайды, касса, чеки)
➢ «Почта»(посылки, штемпели, печати, письма, открытки, почтовые ящики,
сумка почтальона, квитанции, бланки)
➢ Большое количество реальных предметов (сотовые телефоны, бинокли, пульт
дистанционного управления и т.д.)
➢ Одежда для ряжения (для одевания на себя) - узорчатые цветные воротники,
различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т.д.
Центр уединения
➢ детское кресло, диван или напольные подушки;
➢ - тюлевый ламбрекен либо занавес из атласных лент («сухой дождь»);
➢ - столик, полочки;
➢ - лампа или светильник.
➢ - пейзажные картины на стенах, обладающие терапевтическим эффектом (если
позволяет расположение и форма уголка)
➢ - дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. по возрастам - все то, что
способно отвлечь внимание ребенка нанекоторое время.
Центр
➢ Дидактические, настольные игры по тематике ОЬЖ и ПДД
безопасности
➢ Макеты светофора, дорожных знаков
➢ Схемы, планы группы, микрорайона
➢ Литература о правилах дорожного движения
➢ Иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации
Центр
➢ Демонстрационный материал «Символы России»,
патриотического
➢ Портрет президента России
воспитания
➢ Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Ярославля,
Москвы.
➢ Карта РФ, глобус, детские атласы.
➢ Иллюстрации военной техники, родов войск.
➢ Игрушки, изделия народных промыслов России
➢ Настольно-печатные игры: «Народы России», «Геральдика и государственные
праздники» и др.
Центр «Умелые ➢ Уголок «Мы дежурим»
руки»
➢ Инвентарь для трудовой деятельности
➢ График дежурства
➢ Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
➢ Настольно-печатные игры (лото «Профессии», Кто что делает?» и др.)
Речевой центр
➢ Картотека предметных и сюжетных картинок.
➢ Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
➢ Настольно-печатные лото, домино по изучаемым лексическим темам.
➢ «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах, схемы,
мнемотаблицы.
➢ Дидактические речевые игры («Веселый повар», «За грибами». «На полянке»,
«Кто за деревом?», «Кто за забором?» «Собери семейку» и др.)
Книжный центр
➢ Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
11

Центр
театрализованной
деятельности

Центр природы и
экспериментиров
ания

➢ Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
➢ Материалы о художниках – иллюстраторах
➢ Портрет поэтов, писателей
➢ Тематические выставки
➢ Наличие книг разных жанров художественной литературы (В подготовительной
группе оформлена библиотека).
➢ Тематическая выставка книг
➢ Наличие книг, соответствующих программным требованиям.
➢ Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД.
➢ Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные
книги разного формата и оформления).
➢ Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний,
словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и
других народов.
➢ Книги-самоделки.
➢ Журнал интересных дат.
➢ Альбомы детского художественного творчества по мотивам художественных
произведений.
➢ Дидактические игры по ознакомлению детей с художественной литературой.
➢ Журналы с учетом тендерной принадлежности детей Наличие сюжетных
картинок, картотеки речевых игр
➢ «Аптечка для книг»
➢ Магнитофон, диски, кассеты с записью литературных произведений для детей.
➢ Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра.
➢ Фланелеграф.
➢ Стойка-вешалка для костюмов.
➢ Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких
сказок.
➢ Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный,
стержневой, настольный, перчаточный).
➢ Аксессуары сказочных персонажей.
➢ Музыкальный центр и СD c записью музыки для спектаклей.
➢ Детский грим, парики.
➢ Календарь природы (2 мл, ср, ст, подггр)
➢ Муляжи овощей и фруктов
➢ Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
➢ Коллекции (камни, ракушки, семена и т.д.)
➢ Паспорта растений
➢ Инвентарь ухода за растениями
➢ Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам
➢ Иллюстрации (растительный, животный мир)
➢ Кормушки
➢ Дидактические игры и настольно-печатные игры
➢ Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы
➢ Снег, лед (зимой), земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни,
остатки частей растений
➢ Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения
➢ Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы
➢ Формочки для изготовления цветных льдинок
➢ Волшебный мешочек» («ящик ощущений»)
➢ Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломинки и трубочки для пускания
12

мыльных пузырей
➢ Маленькие зеркала
➢ Магниты
➢ Электрические фонарики
➢ Бумага, фольга
➢ Театр теней
➢ Подкрашенная вода разных цветов и оттенков
➢ Пипетки, краски разной густоты и насыщенности
➢ Стекла разного размера
➢ Увеличительное стекло
➢ Поролоновые губки разного размера, цвета, формы
➢ Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и
разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и
тонущие игрушки и предметы
➢ Леечки, ведерки с отверстиями , брызгалки
➢ Защитная одежда для детей (халаты,. фартуки, нарукавники)
Центр
➢ Игры на развитие ориентировки
математики
➢ Игры на составление целого из частей
➢ Игры на сравнение предметов
➢ Дидактический материал по математическому развитию:
⎯ Счетный материал (счетные палочки, игрушки, мелкие предметы, природный
материал, предметные картинки).
⎯ Плоскостные геометрические фигуры
⎯ Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера,
окрашенные в основные цвета).
⎯ Блоки Дьенеша.
⎯ Палочки Кюизенера.
⎯ «Геометрический паровозик».
⎯ Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы).
⎯ Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа.
⎯ Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа.
⎯ Занимательный и познавательный математический материал.
⎯ Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната).
⎯ «Волшебные часы» (времена года, части суток).
Центр сенсорики
➢ Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).
➢ Звучащие игрушки-заместители.
➢ Мозаика.
➢ Игры-шнуровки.
➢ Игры-вкладыши.
➢ «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.
➢ Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
Центр
➢ Мячи большие, средние, малые разных цветов.
двигательной
➢ Мячики массажные разных цветов и размеров.
активности
в ➢ Обручи.
групповом
➢ Канат, толстая веревка, шнур.
помещении
➢ Флажки разных цветов.
➢ Ленты на колечках.
➢ Гимнастические палки.
➢ Кольцеброс.
➢ Кегли.
13

Центр
двигательной
активности
в
музыкальноспортивном зале

Музыкальный
центр
групповом
помещении

в

➢ «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
➢ Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
➢ Детская баскетбольная корзина.
➢ Длинная и короткая скакалки.
➢ Бадминтон, городки.
➢ Летающие тарелки (для улицы).
➢ Ребристые дорожки.
➢ Нетрадиционное спортивное оборудование.
➢ Атрибуты к подвижным и спортивным играм
➢ Игры на развитие мелкой и крупной моторики рук
➢ Оборудование для ходьбы, бега, равновесия (скамейка гимнастическая, тонкий
канат, массажные коврики и ребристые дорожки)
➢ Для прыжков (скакалки, гимнастические палки)
➢ Для катания, бросания, ловли (детская баскетбольная корзина,кольцеброс,
набивной мяч, мешочки для метания, кегли, мячи большие надувные, мячи
средние, малые, массажные мячики разных цветов)
➢ Для ползания и лазания (гимнастическая стенка, канат, дуга для подлезания,
оборудование для пролезания, крепящееся к стойкам, «туннель»)
➢ Для общеразвивающих упражнений (обручи, гимнастические палки, мячи,
ленты разных цветов на кольцах, флажки разных цветов, гантели деревянные и
пластмассовые)
➢ Атрибуты к подвижным и спортивным играм
➢ Нетрадиционное физкультурное оборудование
➢ Мягкие легкие модули, туннели
➢ Дуги, кегли, воротца
➢ Горизонтальная/вертикальная мишень
➢ Пособия для дыхательной гимнастики
➢ Коврики для массажа стоп
➢ Скакалки
➢ Канат
➢ Волейбольная сетка
➢ Кольцеброс
➢ Мешочки с грузом малые (150-200 гр.)/большие (400гр)
➢
➢ Игрушки - музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка,
гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией
(1-2 шт.), погремушка (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон,
треугольники, ритмические палочки, колокольчики, свирель, рожок, балалайка)
➢ Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях
➢ Музыкальные игрушки: музыкальные молоточки, шарманки, шумелки,
стучалки, музыкальный волчок
➢ Магнитофон
➢ Набор шумовых коробочек
➢ Игрушки
с
фиксированной
мелодией
(музыкальные
шкатулки,
электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки)
➢ В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических
музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного
фольклора, колыбельных, записи звуков природы
➢ Альбомы с изображением музыкальных инструментов
➢ Народные музыкальные игрушки и инструменты
➢ Музыкально - дидактические игры
➢
14

Музыкальный зал

Центр
конструирования

Центр
художественного
творчества

Центр «Будем
говорить
правильно»
в групповом
помещении
Центр речевого
и креативного
развития
в кабинете
логопеда
Центр сенсорного
развития
в кабинете
логопеда
Центр моторного
и
конструктивного

➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢

Музыкальный центр, магнитофон, фонотека;
Библиотека методической литературы;
Портреты композиторов;
Детские музыкальные инструменты;
Проектор, ноутбук, экран;
Различные виды театра, ширмы, детские и взрослые костюмы
Конструкторы разного размера и вида:
⎯ напольный строительный материал;
⎯ настольный строительный материал;
⎯ тематические конструкторы;
⎯ пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)
⎯ конструкторы с металлическими деталями - старший возраст
➢ Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст
➢ Мягкие (поролоновые) крупные модули
➢ Фигурки людей, животных, птиц для обыгрывания построек.
➢ Транспортные игрушки, светофор.
➢ Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и
др.)
➢ Произведения народного искусства , альбомы с рисунками, фотографиями
произведений декоративно-прикладного искусства
➢ Произведения живописи
➢ Бумага разного формата, разной формы, разного тона
➢ Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек,
пластилина (стеки, доски для лепки)
➢ Наличие цветной бумаги и картона
➢ Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок,
тряпочек, салфеток для аппликации
➢ Мольберт
➢ Трафареты, шаблоны для рисования
➢ Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и
родителей
➢ Место для сменных выставок произведений изоискусства
➢ Альбомы - раскраски
➢ Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
➢ Природный материал
Центр речевого и креативного развитияв кабинете логопеда
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.
4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
5. Дезинфицирующие средства для обработки рук и инструментов.
6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыха-ния (свистки,
свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные
пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т.д.).
7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации зву-ков всех групп
(слоги, слова, словосочетания, предложения, потеш-ки, чистоговорки, тексты,
словесные игры).
8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы
речи.
10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжет-ные картинки,
15

развития в
кабинете
логопеда

серии сюжетных картинок.
11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для
заучивания стихотворений.
12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный
материал.
14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации
звуков всех групп
15. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп.
16. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя
речи.
17. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию
навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза
предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения
места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных
цветов и т.п.)
18. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и
слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные
дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т.п.).
19. Разрезной алфавит, магнитная азбука.
20. Слоговые таблицы.
21. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
22. Букварь.
23. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое
домино (для формирования и активизации математического словаря).
24. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
25. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовно-сти к школе
(«Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква
потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т.п.).
26. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1, №2.
27. Ребусы, кроссворды, изографы.
28. Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, «голосов природы»,
музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой
гимнастики, подвижных игр.
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
1. Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики,
бубен, маракасы).
2. Звучащие игрушки-заместители.
3. Маленькая настольная ширма.
4. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по
всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэ-ту», «Что хотел нарисовать
художник?», «Найди ошибку художни-ка», «Ералаш», «Распутай буквы».
5. Палочки Кюизенера.
6. Блоки Дьенеша.
8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
9. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексиче-ским темам.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда
1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем
изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.
2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8 — 12 частей).
3. Кубики с картинками по изучаемым темам (8 — 12 частей).
16

4. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.
5. Массажные мячики разных цветов и размеров.
6. Массажные коврики и дорожки.
7. Мяч среднего размера.
8. Малые мячи разных цветов (10 шт.).
9. Флажки разных цветов (10 шт.).
10. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
11. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
12. Средние и мелкие конструкторы типа «Lego» или «Duplo».
13. Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
14. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
Центр «Будем говорить правильно»в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Верто-лет»,
«Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех
групп.
7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.
8. Сюжетные картины.
9. Серии сюжетных картин.
10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические
фигуры и т.п.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
13. Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.
Центр педагога- ➢ Игрушки из реальной жизни: кукольный домик, куклы, машины и др.
психолога
в ➢ Игрушки для отреагирования отрицательных эмоций: мешочек для крика,
кабинете
подушки, солдатики, резиновый нож, пистолет, мишень с дротиками, мягкие
игрушки
➢ Игрушки (материал) для творческого самовыражения: песок, краски,
карандаши и др.
➢ Диагностический инструментарий (а также наличие к нему соответствующей
литературы):
- Диагностика детей
- Диагностика педагогов
- Диагностика родителей
➢ Развивающие пособия и игры для детей:
- На развитие памяти
- Внимания
- Мышления
- Воображения
- Восприятия
- Мелкой моторики
➢ Элементы сенсорной комнаты (развитие и коррекция эмоциональной сферы):
светящиеся лампы, настенные панно, светящиеся огоньки (гирлянды), песочница,
светящиеся аквариумы и др.
➢ Зеркало (развитие эмоционально-личностной сферы, самосознания)
17

➢ «Волшебные предметы»: шары, волшебная палочка и др.
➢ Пособия и игры на развитие коммуникативных способностей детей и взрослых:
разного рода мячи, свечи, коллективные игры и др. (работа в круге)
➢ Картотека игр и упражнений
➢ «Чудесный мешочек»
Центр педагога➢ Картотека для воспитателей с играми с гиперактивными, агрессивными,
психолога
в
тревожными детьми, для развития коммуникативных способностей детей
групповом
➢ Игрушки для отреагирования отрицательных эмоций детей: молоточки,
помещении
подушки, мягкие игрушки, мешочек для крика и др.
➢ Развивающие игры
➢ «Волшебные предметы»: волшебная палочка, волшебный шар и др.
➢ Зеркало
➢ Элементы сенсорной комнаты: песочница, светящиеся панно, светящиеся
лампы, и др.
➢ «Чудесный мешочек»
➢ «Уголок уединения»
➢ Панно (что-либо другое) настроений
➢ Мяч, свеча для развития коммуникативных способностей детей (работа в
круге)
➢ Материал для творческого самовыражения детей: краски, карандаши,
пластилин и др.
Территория ДОУ
Прогулочные
Игровое оборудование (веранды, столы, песочницы, скамьи под навесом, домики и
участки
др.)
Центр
Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения
безопасности
«Зеленая зона»
Цветники. Экологическая тропа.
Спортивная
➢ Волейбольная площадка
площадка (Центр ➢ Беговая дорожа
двигательной
➢ Прыжковая яма
активности)
➢ Бум-балансир деревянный для ходьбы,
➢ Лестницы металлические для лазания,
➢ Кольцо для метания в вертикальную цель.
➢ Спортивный комплекс «Жираф»
Парциальная программа речевого развития дошкольников
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищева
Центры
развития
Речевой центр

Оснащение
➢
Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики
и т. п.).
➢
Дидактические речевые игры («Слоговое лото», «Слоговое домино»,
«Определи место звука», «Подбери слова» «Подбери схемы», «Синий —
зеленый» и др.)
➢ Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука

18

Центры
развития
Музыкальный зал

Парциальные программы
Оснащение

➢ Дидактические игры (восприятие, музыкально-слуховые представления,
ладовое чувство, чувство ритма)
➢ Портреты русских и зарубежных композиторов
➢ Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»).
➢ Нотные сборники.
➢ Разноцветные шарфы ,султанчики, листья, искусственные цветы, ветки
деревьев, флажки, снежинки, венки, фуражки для русского костюма и.т.д.
➢ Разноцветны платочки, косынки.
➢ Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр,
шапочки птиц, красная шапочка, божья коровка
➢ Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака,
медведь, белка, петух.
➢ Костюмы для взрослых и детей.
➢ Детские музыкальные инструменты:
1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки ;трещётка ;
треугольник ; колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики ;
металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ;
3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочка ; губная гармошка;
4. Струнные инструменты: цимбалы, гитара, балалайка.
Музыкальный
➢ Детские музыкальные инструменты:
центр группового 1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
помещения
2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки ;трещётка ;
треугольник ; колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики;
металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ;
3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочка ; губная гармошка;
4. Струнные инструменты: цимбалы, гитара, балалайка. Дидактические игры
(восприятие, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство
ритма)
➢ Дидактические игры (восприятие, музыкально-слуховые представления,
ладовое чувство, чувство ритма)
Парциальная программа «Цветные ладошки» Лыкова
Центры
развития
Центр
художественного
творчества

Оснащение
➢ Цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, краски, гуашь, кисти
для рисования, пластилин, трафареты, раскраски.
➢ Дополнительный материал: листья, обрезки бумаги, кусочки дерева, кусочки
поролона, лоскутки ткани, палочки и др.
➢ Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и
родителей
➢ Место для сменных выставок произведений изоискусства

19

Оценка качества РППС по ФГОС ДО
по характеру взаимодействия детей с предметно-пространственным окружением
Критерий

Контрольные показатели

Оценка
Да
(1 балл)

1. Включенность детей
активную деятельность

в

Дети:
- сами могут выбрать себе занятие по интересам
- без постоянной помощи взрослого могут
подобрать
материалы,
необходимые
для
выбранного занятия
- не бросают начатое занятие
- в отрезок времени, отведенный для
самостоятельной
детской
деятельности,
участвуют в разных видах деятельности
- создают в течение дня много рисунков,
поделок, рассказов и других продуктов

2.
Отношение
детей
игрушкам и материалам

к

Дети:
- используют
назначению

игрушки

и

материалы

по

- участвуют в уборке игрушек (по просьбе
взрослого, по собственной инициативе)
- участвуют в починке вышедших из строя
игрушек (по просьбе взрослого, по собственной
инициативе)
- наличие предпочтений и любимых игр у детей
3. Характер взаимоотношений
детей со сверстниками в
процессе деятельности

Дети:
- редко ссорятся из-за
пространства или материалов

игр,

игрового

- могут включаться в выбранную деятельность,
не мешая друг другу
- демонстрируют низкий
(наблюдается «рабочий шум»)

20

уровень

шума

Нет(0
баллов)

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (30148) 23-4-05