ПАСПОРТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ХОРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»» адрес: РБ, села Хоринск, ул. Промышленная,28 1 Содержание 1 Нормативно-правовая база 3 2 Основные принципы организации развивающей предметнопространственной среды (РППС) ДОУ 4 3 Модель РППС с учетом принципа зонирования группового пространства 6 4 Содержание развивающей предметно-пространственной среды 8 5 План преобразования имеющейся РППС в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО на период 2023– 2025уч.года 12 2 Нормативно-правовая база Паспорт развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Хориснкий детский сад «Ромашка» разработан в соответствии с: • Концепцией содержания непрерывного образования от 17.06.2003 (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ) • Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013; • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384); • письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; • психолого-педагогическими требованиями Минобр РФ: - письмо Минобр РФ №035146ин/1403 от 15.03.2004 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» - Письмо Минобр РФ №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психологопедагогической ценности игр и игрушек» • Требованиями безопасности: - ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями) - ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2) РППС ДОУ организована на основе использования: Образовательной программой дошкольного образования - адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева); Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников для глухих детей (учебно-методический комплект) - парциальной программой речевого развития дошкольников «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой; - парциальной программой «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А., Новоскольцевой; - парциальной программой «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. 2. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Цели организации (РППС ДОУ): • обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства; • обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых; • обеспечение реализации различных общеобразовательных программ. РППС должна обеспечивать и гарантировать • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми • создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющие различные возможности здоровья • построение вариативного развивающего образования с возможностью выбора детьми материалов, видов активности, участников взаимодействия. РППС выполняет функции: • обучающую • развивающую • воспитывающую • стимулирующую РППС ДОУ построена на следующих принципах: 1) насыщенность; 2) трансформируемость; 3) полифункциональность; 4) вариативность; 5) доступность; 6) безопасность. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: ➢ игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ➢ двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ➢ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; 4 ➢ возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре). Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. 5 3. Модель РППС с учетом принципа зонирования группового пространства • «Речевой центр» • «Книжный центр» • Центр художественного творчества • Центр речевого и креативного развития • Центр сенсорного развития • Центр моторного и конструктивного развития • «Центр природы и экспериментирова ния» • «Центр конструирования», • «Центр безопасности» • Центр сенсорики и математики» • Центр патриотического воспитания • Центр уединения • «Центр двигательной активности», • «Музыкальный центр» • Центр театрализованной деятельности», • «Центр мы играем» • Центр интеллектуальных игр 6 Согласно данной модели, пространство группового помещения может быть разделено на три части: рабочая зона – включает легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на колесиках); изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы; объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы; активная зона –включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы; спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями; книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативнознаковые материалы; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры. На подвижных границах между зонами: крупные универсальные, легко перемещаемые игровые маркеры пространства, разнообразные ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули – между спокойной и активной зонами; между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули; между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми и правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны область возможностью изменяться по объему – сжиматься или расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода активности. 7 МОДЕЛЬ РППС по образовательным областям и центрам активности в МБДОУ «Хориснкийй детский сад «Ромашка» в группах Образовательные области Познавательное развитие Речевое СоциальноХудожественно-эстетическое развитие коммуникативное развитие развитие Зонирование по центрам активности (по видам деятельности) Экологический центр Речево й центр Игровой центр Патриотический центр Математический центр Центр интеллектуальных игр Литера турный центр Уголок уединения, релаксации Уголок дежурства Конструктивный центр Дополнительно: Уголок Коллекций Уголок «Мини-музей» Уголок «Макеты» Центр безопасноти и дорожного движения Семейный уголок Оборудование, игрушки, пособия 8 Физическо е развитие Центр искусства и Спортворчества тивный (изобразительная центр деятельность) Театрализованный центр Центр здоровья Музыкальный центр 4. Содержание развивающей предметно-пространственной среды Помещение ДОУ Групповые помещения Центры развития Центр «Мы играем» Центр уединения Центр безопасности Центр патриотического воспитания Центр «Умелые руки» Речевой центр Центр природы и экспериментирования Центр математики Центр сенсорики Книжный центр Центр театрализованной деятельности Групповые помещения Музыкальноспортивный зал Спортивная площадка Групповые помещения Музыкальноспортивный зал Центр двигательной активности в групповом помещении Групповые помещения Центр конструирования Группы компенсирующей направленности Кабинет учителялогопеда Кабинет педагогапсихолога Территория ДОУ Центр двигательной активности в музыкально-спортивном зале Центр двигательной активности на спортивной площадке Музыкальный центр в групповом помещении Музыкальный зал Центр художественного творчества Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда Центр сенсорного развития в кабинете логопеда Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда Центр педагога-психолога в кабинете Центр педагога-психолога в групповом помещении Прогулочные участки Центр безопасности «Зеленая зона» Спортивная площадка 9 Примерное наполнение центров Центры развития Центр «Мы играем» Оснащение ➢ Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей ➢ Игрушки транспортные разного вида и назначения (легковые, грузовые, автофургоны, пожарная, скорая помощь и т. д.) ➢ Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.) ➢ Дидактическая кукла (ростом 40-50 см) - кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.) ➢ Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат, моряк, повар и др.) ➢ Набор посуды, соответствующий размеру куклы ➢ Игрушки, выполненные в народном стиле ➢ Многофункциональные ширмы ➢ Модули-макеты игрового пространства ➢ «Кукольный уголок»: Комната(для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50 см), с подвижными частями тела - мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенкамладенца (голыши); куклы-животные из пушистых тканей; коляски для кукол Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для куколмальчиков и кукол-девочек Кухня(для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше) Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д. ➢ «Прачечная»: гладильная доска, утюжки ➢ «Парикмахерская или салон красоты»(для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки) ➢ «Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.) ➢ «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусник и т. д. ➢ «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг. ➢ 10 ➢ «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д. (игрушечные) ➢ «Моряки» (штурвал, матросские шапочки, бинокли, флажки) ➢ «Космонавты» (шлемы, пульты передач) ➢ «Телестудия» (микрофоны, ширмы) ➢ «Редакция газеты/журнала» (бумага, «печати», карандаши, шариковые ручки) ➢ «Школа» (школьные принадлежности, ранец) ➢ «Кафе»( посуда, столы, стулья, меню, касса, деньги) ➢ «Гипермаркет» (муляжи продуктов, коробки, касса, деньги, одежда для продавцов, витрины) ➢ «Экскурсионное бюро» (экскурсионные буклеты, слайды, касса, чеки) ➢ «Почта»(посылки, штемпели, печати, письма, открытки, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, бланки) ➢ Большое количество реальных предметов (сотовые телефоны, бинокли, пульт дистанционного управления и т.д.) ➢ Одежда для ряжения (для одевания на себя) - узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т.д. Центр уединения ➢ детское кресло, диван или напольные подушки; ➢ - тюлевый ламбрекен либо занавес из атласных лент («сухой дождь»); ➢ - столик, полочки; ➢ - лампа или светильник. ➢ - пейзажные картины на стенах, обладающие терапевтическим эффектом (если позволяет расположение и форма уголка) ➢ - дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. по возрастам - все то, что способно отвлечь внимание ребенка нанекоторое время. Центр ➢ Дидактические, настольные игры по тематике ОЬЖ и ПДД безопасности ➢ Макеты светофора, дорожных знаков ➢ Схемы, планы группы, микрорайона ➢ Литература о правилах дорожного движения ➢ Иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации Центр ➢ Демонстрационный материал «Символы России», патриотического ➢ Портрет президента России воспитания ➢ Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Ярославля, Москвы. ➢ Карта РФ, глобус, детские атласы. ➢ Иллюстрации военной техники, родов войск. ➢ Игрушки, изделия народных промыслов России ➢ Настольно-печатные игры: «Народы России», «Геральдика и государственные праздники» и др. Центр «Умелые ➢ Уголок «Мы дежурим» руки» ➢ Инвентарь для трудовой деятельности ➢ График дежурства ➢ Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек ➢ Настольно-печатные игры (лото «Профессии», Кто что делает?» и др.) Речевой центр ➢ Картотека предметных и сюжетных картинок. ➢ Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам. ➢ Настольно-печатные лото, домино по изучаемым лексическим темам. ➢ «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах, схемы, мнемотаблицы. ➢ Дидактические речевые игры («Веселый повар», «За грибами». «На полянке», «Кто за деревом?», «Кто за забором?» «Собери семейку» и др.) Книжный центр ➢ Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей 11 Центр театрализованной деятельности Центр природы и экспериментиров ания ➢ Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой ➢ Материалы о художниках – иллюстраторах ➢ Портрет поэтов, писателей ➢ Тематические выставки ➢ Наличие книг разных жанров художественной литературы (В подготовительной группе оформлена библиотека). ➢ Тематическая выставка книг ➢ Наличие книг, соответствующих программным требованиям. ➢ Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД. ➢ Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления). ➢ Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов. ➢ Книги-самоделки. ➢ Журнал интересных дат. ➢ Альбомы детского художественного творчества по мотивам художественных произведений. ➢ Дидактические игры по ознакомлению детей с художественной литературой. ➢ Журналы с учетом тендерной принадлежности детей Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр ➢ «Аптечка для книг» ➢ Магнитофон, диски, кассеты с записью литературных произведений для детей. ➢ Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра. ➢ Фланелеграф. ➢ Стойка-вешалка для костюмов. ➢ Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок. ➢ Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, стержневой, настольный, перчаточный). ➢ Аксессуары сказочных персонажей. ➢ Музыкальный центр и СD c записью музыки для спектаклей. ➢ Детский грим, парики. ➢ Календарь природы (2 мл, ср, ст, подггр) ➢ Муляжи овощей и фруктов ➢ Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями ➢ Коллекции (камни, ракушки, семена и т.д.) ➢ Паспорта растений ➢ Инвентарь ухода за растениями ➢ Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам ➢ Иллюстрации (растительный, животный мир) ➢ Кормушки ➢ Дидактические игры и настольно-печатные игры ➢ Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы ➢ Снег, лед (зимой), земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений ➢ Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения ➢ Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы ➢ Формочки для изготовления цветных льдинок ➢ Волшебный мешочек» («ящик ощущений») ➢ Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломинки и трубочки для пускания 12 мыльных пузырей ➢ Маленькие зеркала ➢ Магниты ➢ Электрические фонарики ➢ Бумага, фольга ➢ Театр теней ➢ Подкрашенная вода разных цветов и оттенков ➢ Пипетки, краски разной густоты и насыщенности ➢ Стекла разного размера ➢ Увеличительное стекло ➢ Поролоновые губки разного размера, цвета, формы ➢ Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы ➢ Леечки, ведерки с отверстиями , брызгалки ➢ Защитная одежда для детей (халаты,. фартуки, нарукавники) Центр ➢ Игры на развитие ориентировки математики ➢ Игры на составление целого из частей ➢ Игры на сравнение предметов ➢ Дидактический материал по математическому развитию: ⎯ Счетный материал (счетные палочки, игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки). ⎯ Плоскостные геометрические фигуры ⎯ Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в основные цвета). ⎯ Блоки Дьенеша. ⎯ Палочки Кюизенера. ⎯ «Геометрический паровозик». ⎯ Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы). ⎯ Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа. ⎯ Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа. ⎯ Занимательный и познавательный математический материал. ⎯ Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната). ⎯ «Волшебные часы» (времена года, части суток). Центр сенсорики ➢ Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы). ➢ Звучащие игрушки-заместители. ➢ Мозаика. ➢ Игры-шнуровки. ➢ Игры-вкладыши. ➢ «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам. ➢ Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. Центр ➢ Мячи большие, средние, малые разных цветов. двигательной ➢ Мячики массажные разных цветов и размеров. активности в ➢ Обручи. групповом ➢ Канат, толстая веревка, шнур. помещении ➢ Флажки разных цветов. ➢ Ленты на колечках. ➢ Гимнастические палки. ➢ Кольцеброс. ➢ Кегли. 13 Центр двигательной активности в музыкальноспортивном зале Музыкальный центр групповом помещении в ➢ «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий. ➢ Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках». ➢ Детская баскетбольная корзина. ➢ Длинная и короткая скакалки. ➢ Бадминтон, городки. ➢ Летающие тарелки (для улицы). ➢ Ребристые дорожки. ➢ Нетрадиционное спортивное оборудование. ➢ Атрибуты к подвижным и спортивным играм ➢ Игры на развитие мелкой и крупной моторики рук ➢ Оборудование для ходьбы, бега, равновесия (скамейка гимнастическая, тонкий канат, массажные коврики и ребристые дорожки) ➢ Для прыжков (скакалки, гимнастические палки) ➢ Для катания, бросания, ловли (детская баскетбольная корзина,кольцеброс, набивной мяч, мешочки для метания, кегли, мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов) ➢ Для ползания и лазания (гимнастическая стенка, канат, дуга для подлезания, оборудование для пролезания, крепящееся к стойкам, «туннель») ➢ Для общеразвивающих упражнений (обручи, гимнастические палки, мячи, ленты разных цветов на кольцах, флажки разных цветов, гантели деревянные и пластмассовые) ➢ Атрибуты к подвижным и спортивным играм ➢ Нетрадиционное физкультурное оборудование ➢ Мягкие легкие модули, туннели ➢ Дуги, кегли, воротца ➢ Горизонтальная/вертикальная мишень ➢ Пособия для дыхательной гимнастики ➢ Коврики для массажа стоп ➢ Скакалки ➢ Канат ➢ Волейбольная сетка ➢ Кольцеброс ➢ Мешочки с грузом малые (150-200 гр.)/большие (400гр) ➢ ➢ Игрушки - музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1-2 шт.), погремушка (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, колокольчики, свирель, рожок, балалайка) ➢ Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях ➢ Музыкальные игрушки: музыкальные молоточки, шарманки, шумелки, стучалки, музыкальный волчок ➢ Магнитофон ➢ Набор шумовых коробочек ➢ Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки) ➢ В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы ➢ Альбомы с изображением музыкальных инструментов ➢ Народные музыкальные игрушки и инструменты ➢ Музыкально - дидактические игры ➢ 14 Музыкальный зал Центр конструирования Центр художественного творчества Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда Центр сенсорного развития в кабинете логопеда Центр моторного и конструктивного ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Музыкальный центр, магнитофон, фонотека; Библиотека методической литературы; Портреты композиторов; Детские музыкальные инструменты; Проектор, ноутбук, экран; Различные виды театра, ширмы, детские и взрослые костюмы Конструкторы разного размера и вида: ⎯ напольный строительный материал; ⎯ настольный строительный материал; ⎯ тематические конструкторы; ⎯ пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями) ⎯ конструкторы с металлическими деталями - старший возраст ➢ Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст ➢ Мягкие (поролоновые) крупные модули ➢ Фигурки людей, животных, птиц для обыгрывания построек. ➢ Транспортные игрушки, светофор. ➢ Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.) ➢ Произведения народного искусства , альбомы с рисунками, фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства ➢ Произведения живописи ➢ Бумага разного формата, разной формы, разного тона ➢ Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) ➢ Наличие цветной бумаги и картона ➢ Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации ➢ Мольберт ➢ Трафареты, шаблоны для рисования ➢ Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей ➢ Место для сменных выставок произведений изоискусства ➢ Альбомы - раскраски ➢ Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) ➢ Природный материал Центр речевого и креативного развитияв кабинете логопеда 1. Зеркало с лампой дополнительного освещения. 2. Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала. 3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа. 4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. 5. Дезинфицирующие средства для обработки рук и инструментов. 6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыха-ния (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т.д.). 7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации зву-ков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потеш-ки, чистоговорки, тексты, словесные игры). 8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. 9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. 10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжет-ные картинки, 15 развития в кабинете логопеда серии сюжетных картинок. 11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. 12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам. 13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал. 14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп 15. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. 16. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи. 17. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т.п.) 18. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т.п.). 19. Разрезной алфавит, магнитная азбука. 20. Слоговые таблицы. 21. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. 22. Букварь. 23. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря). 24. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок. 25. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовно-сти к школе («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т.п.). 26. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1, №2. 27. Ребусы, кроссворды, изографы. 28. Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр. Центр сенсорного развития в кабинете логопеда 1. Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы). 2. Звучащие игрушки-заместители. 3. Маленькая настольная ширма. 4. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэ-ту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художни-ка», «Ералаш», «Распутай буквы». 5. Палочки Кюизенера. 6. Блоки Дьенеша. 8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. 9. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексиче-ским темам. Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда 1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки. 2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8 — 12 частей). 3. Кубики с картинками по изучаемым темам (8 — 12 частей). 16 4. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями. 5. Массажные мячики разных цветов и размеров. 6. Массажные коврики и дорожки. 7. Мяч среднего размера. 8. Малые мячи разных цветов (10 шт.). 9. Флажки разных цветов (10 шт.). 10. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки. 11. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее. 12. Средние и мелкие конструкторы типа «Lego» или «Duplo». 13. Бусы разных цветов и леска для их нанизывания. 14. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок. Центр «Будем говорить правильно»в групповом помещении 1. Зеркало с лампой дополнительного освещения. 2. Стульчики для занятий у зеркала. 3. Полка или этажерка для пособий. 4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Верто-лет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры. 5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. 6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. 7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. 8. Сюжетные картины. 9. Серии сюжетных картин. 10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. 11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.). 12. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 13. Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам. Центр педагога- ➢ Игрушки из реальной жизни: кукольный домик, куклы, машины и др. психолога в ➢ Игрушки для отреагирования отрицательных эмоций: мешочек для крика, кабинете подушки, солдатики, резиновый нож, пистолет, мишень с дротиками, мягкие игрушки ➢ Игрушки (материал) для творческого самовыражения: песок, краски, карандаши и др. ➢ Диагностический инструментарий (а также наличие к нему соответствующей литературы): - Диагностика детей - Диагностика педагогов - Диагностика родителей ➢ Развивающие пособия и игры для детей: - На развитие памяти - Внимания - Мышления - Воображения - Восприятия - Мелкой моторики ➢ Элементы сенсорной комнаты (развитие и коррекция эмоциональной сферы): светящиеся лампы, настенные панно, светящиеся огоньки (гирлянды), песочница, светящиеся аквариумы и др. ➢ Зеркало (развитие эмоционально-личностной сферы, самосознания) 17 ➢ «Волшебные предметы»: шары, волшебная палочка и др. ➢ Пособия и игры на развитие коммуникативных способностей детей и взрослых: разного рода мячи, свечи, коллективные игры и др. (работа в круге) ➢ Картотека игр и упражнений ➢ «Чудесный мешочек» Центр педагога➢ Картотека для воспитателей с играми с гиперактивными, агрессивными, психолога в тревожными детьми, для развития коммуникативных способностей детей групповом ➢ Игрушки для отреагирования отрицательных эмоций детей: молоточки, помещении подушки, мягкие игрушки, мешочек для крика и др. ➢ Развивающие игры ➢ «Волшебные предметы»: волшебная палочка, волшебный шар и др. ➢ Зеркало ➢ Элементы сенсорной комнаты: песочница, светящиеся панно, светящиеся лампы, и др. ➢ «Чудесный мешочек» ➢ «Уголок уединения» ➢ Панно (что-либо другое) настроений ➢ Мяч, свеча для развития коммуникативных способностей детей (работа в круге) ➢ Материал для творческого самовыражения детей: краски, карандаши, пластилин и др. Территория ДОУ Прогулочные Игровое оборудование (веранды, столы, песочницы, скамьи под навесом, домики и участки др.) Центр Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения безопасности «Зеленая зона» Цветники. Экологическая тропа. Спортивная ➢ Волейбольная площадка площадка (Центр ➢ Беговая дорожа двигательной ➢ Прыжковая яма активности) ➢ Бум-балансир деревянный для ходьбы, ➢ Лестницы металлические для лазания, ➢ Кольцо для метания в вертикальную цель. ➢ Спортивный комплекс «Жираф» Парциальная программа речевого развития дошкольников «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищева Центры развития Речевой центр Оснащение ➢ Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.). ➢ Дидактические речевые игры («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова» «Подбери схемы», «Синий — зеленый» и др.) ➢ Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука 18 Центры развития Музыкальный зал Парциальные программы Оснащение ➢ Дидактические игры (восприятие, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) ➢ Портреты русских и зарубежных композиторов ➢ Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). ➢ Нотные сборники. ➢ Разноцветные шарфы ,султанчики, листья, искусственные цветы, ветки деревьев, флажки, снежинки, венки, фуражки для русского костюма и.т.д. ➢ Разноцветны платочки, косынки. ➢ Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, шапочки птиц, красная шапочка, божья коровка ➢ Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. ➢ Костюмы для взрослых и детей. ➢ Детские музыкальные инструменты: 1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр); 2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки ;трещётка ; треугольник ; колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики ; металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ; 3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочка ; губная гармошка; 4. Струнные инструменты: цимбалы, гитара, балалайка. Музыкальный ➢ Детские музыкальные инструменты: центр группового 1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр); помещения 2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки ;трещётка ; треугольник ; колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики; металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ; 3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочка ; губная гармошка; 4. Струнные инструменты: цимбалы, гитара, балалайка. Дидактические игры (восприятие, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) ➢ Дидактические игры (восприятие, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) Парциальная программа «Цветные ладошки» Лыкова Центры развития Центр художественного творчества Оснащение ➢ Цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, краски, гуашь, кисти для рисования, пластилин, трафареты, раскраски. ➢ Дополнительный материал: листья, обрезки бумаги, кусочки дерева, кусочки поролона, лоскутки ткани, палочки и др. ➢ Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей ➢ Место для сменных выставок произведений изоискусства 19 Оценка качества РППС по ФГОС ДО по характеру взаимодействия детей с предметно-пространственным окружением Критерий Контрольные показатели Оценка Да (1 балл) 1. Включенность детей активную деятельность в Дети: - сами могут выбрать себе занятие по интересам - без постоянной помощи взрослого могут подобрать материалы, необходимые для выбранного занятия - не бросают начатое занятие - в отрезок времени, отведенный для самостоятельной детской деятельности, участвуют в разных видах деятельности - создают в течение дня много рисунков, поделок, рассказов и других продуктов 2. Отношение детей игрушкам и материалам к Дети: - используют назначению игрушки и материалы по - участвуют в уборке игрушек (по просьбе взрослого, по собственной инициативе) - участвуют в починке вышедших из строя игрушек (по просьбе взрослого, по собственной инициативе) - наличие предпочтений и любимых игр у детей 3. Характер взаимоотношений детей со сверстниками в процессе деятельности Дети: - редко ссорятся из-за пространства или материалов игр, игрового - могут включаться в выбранную деятельность, не мешая друг другу - демонстрируют низкий (наблюдается «рабочий шум») 20 уровень шума Нет(0 баллов) Примечание