14.04.2022
В настоящее время только
28% коренного населения РБ являются носителями языка. Всемирная организация
ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков.
Дети не говорят на родном языке. Эта же проблема коснулась и нашего села
Хоринск. Если в соседних деревнях и сёлах дети в повседневной жизни говорят на
бурятском языке, то в районном центре крайне редко услышишь детей
разговаривающих на бурятском языке.
Поэтому встает остро вопрос о необходимости в раннем детстве обучению бурятского языка в дошкольных учреждениях. Научно доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения языка. Язык для ребёнка – это, прежде всего средство развития, познания и воспитания. В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками.
Сохранение и развитие нации, прежде всего, связано с сохранением и функционированием ее языка. Беречь и развивать свой родной язык и с уважением относиться к другим языкам - долг и обязанность каждого гражданина, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Новизна данной программы
заключается в том, что она рассматривается как система использования бурятского
языка в развитии индивидуальности воспитанника через применение личностно-ориентированного,
коммуникативно-двигательного и социокультурного подходов в обучении.
Разработка
рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:
• Конвенцией
ООН о правах ребёнка;
• законом
«Об образовании в Российской Федерации»;
• законом
Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992 г. за № 221-х 11;
• ФГОС
Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования").
• на
основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От
рождения до школы", авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Дорофеевой Э.М..
• социальным
заказом родителей;
• желанием
самих детей;
Цель
программы – приобщение детей к глубинному традиционному наследию и
культуре бурятского народа, приобретение детьми элементарных умений и навыков
устной речи.
Задачи:
1. Знакомство с языком, с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке.
2. Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников, а также их общеучебных умений.
3. Приобщение дошкольников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
4. Воспитывать у детей интерес и создавать положительную установку на изучение бурятского языка и культуры бурятского народа.
5. Дать первичные знания, умения, навыки для успешного перехода к углубленному изучению бурятского языка.